Варварская энциклопедия: Самара, город Самара

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Город Самара (Куйбышев) на топографических картах Генштаба:

"На знаменитой Херефордской карте мира (1285–1290), созданной Ричардом Хальдингамским и Лаффордским, за пределами земного круга помещены четыре стороны света и 12 основных ветров тералогического вида, а также напоминание грешному зрителю о бренности земного бытия – большими буквами по периметру карты слово «M O R S». Карта ориентирована на Восток и содержит около 1100 легенд; размер табулы, подобной по своему виду Ноеву ковчегу, составляет 1650 – 1350 мм. Это наиболее крупная карта, дошедшая до наших дней, до сих пор она украшает интерьер Херефордского собора в Англии [25; 43, § 42 – 49; 33; 39, ph. 239 – 241].

В районе древнего Булгара присутствует миниатюра, снабженная легендой: «Аримаспы сражаются с грифами за изумруды. У грифов головы и крылья, как у орла, а тело подобно львиному. Они могут нести по воздуху даже быка» («Carimaspi. Cum griphis pro smaragdis dimicant. // Griphes capitibus et alis aquileas, corpore leones imitantur, volando bovem portabunt»).

Погружаясь далее в глубь веков, сделаем остановку у так называемой «Верчелльской карты», изготовленной около 1270 г. [31; 30, p. 9–25; 26, f. 997; 28, c. 132–133], которая хранится в Верчелли, в капитулярном архиве (Archivio Capitolare). Карта происходит из аббатства св. Андрея в Верчелли, известного как центр изготовления больших карт мира. Размер нашего манускрипта 840 х 720 мм; на ней, несмотря на большие утраты, можно обнаружить свыше 500 географических названий и множество миниатюр. Исследователь картографии христианского средневековья VIII–XIII вв. Леонид Чекин небезосновательно датирует карту правлением французского короля Филиппа III (1270–1285). Это единственный французский король с именем Филипп, который побывал в Африке. На карте на горе Атлас на западе Африки помещена птица, похожая на страуса с подковой в клюве (в Средние Века считалось, что страусы поедали железо). Этого страуса оседлал «король Франции Филипп», как гласит легенда.

В шестом сегменте Верчелльской карты в интересующем нас регионе присутствует следующая легенда: «Этот народ Аримаспы... (воюют) с грифонами (за драгоценные камни)» («Gens ista Arimaspi vero [...] cum griponibus...»). На Севере от этой сцены имеется обозначение города с подписью «Sarmaca (Sarmata)» – здесь очевидна инверсия литер. Рядом с названием города приводится его характеристика. «Этот город... настолько велик, что имеет в своей окружности более чем сто миль..., в нём живут также и христиане». Мы имеем основания утверждать, что это город Самара, что дает нам географическую привязку для обозначения места обитания грифонов.

Подобный сюжет встречается и на Эбсторфской карте мира второй половины XIII в. Основой протографа этой карты (начало XIII в.) является «Хроника» Гуго Сен-Викторского (1131–1135) [28, c. 350]. Этой карте стоит уделить особое внимание, так как на ней, на реке Эдил помещен подписанный город Самарха (Самара), а севернее происходит сражение аримаспа с грифоном.

Фрагмент Эбсторфской карты с городом Самарха

Фрагмент Эбсторфской карты с городом Самарха

Эбсторфская карта (размер – 3580 х 3560 мм) получила своё название от монастыря бенедиктинок близ города Люнебург в Нижней Саксонии, где она была изготовлена и где её обнаружили около 1830 года [40, 1 krt; 25, илл. 1; 37, s. 1–29]. В 1943 г. она погибла во время операции «Армагедон» при налёте союзнической авиации на Ганновер, где на тот момент хранилась. Две копии, снятые с карты в конце XIX в., – это всё, чем мы располагаем. На графических полях Эбсторфской карты насчитывается около 1600 легенд, сотни миниатюр, до своей гибели она считалась самой большой известной средневековой картой в мире.

Как и любая другая средневековая монастырская карта, она представляла собой эсхатологическую модель мира, своего рода икону, на вневременном поле которой демонстрировалось Начало и Конец Мира. Земля представлена в виде тела Христова; на Востоке, по сторонам головы Христа расположены буквы «Альфа» и «Омега» с комментарием из Апокалипсиса «Аз есмь Первый и Последний» (Апокалипсис: 1. 17). Центр средневековой карты предназначался для Иерусалима. В середине Эбсторфской карты помещен священный город, сцена Воскресения и сопроводительная легенда: «Иерусалим – священнейшая столица Иудеи... Этот наиславнейший город есть глава всему миру, ибо в Иерусалиме свершилось спасение рода человеческого – смертию и воскресением Господа, по словам Псалмопевца: «Царь мой от Века». В великом же сем граде находится Гроб Господень, куда стремится в своем благочестии весь мир».

На Эбсторфской карте мира, где ойкумена и тело Христово составляют одно целое – глава на Востоке, руки в молитвенном жесте повернуты ладонями к зрителю – на Севере и Юге, ноги Христа – на Западе. На полях карты о Рае земном читаем: «Рай находится на самом крайнем востоке. Есть в Раю древо познания добра и зла. А древо сие видимо и телесно и подобно любому другому дереву» [25, см. Приложение]. Итак, обратимся к легендам и миниатюрам, которые являются привязкой на графическом поле средневековой карты мира, которая ещё не знала системы координат. Скифия, как свидетельствует легенда, «простирается от самого крайнего востока до Океана, а на Юге до Кавказских гор» [40]. К северу от Кавказа – слева от фигур «массагетов», вооруженных короткими ножами, расчленяющих и употребляющих в пищу старца, и справа от «аримаспа», ведущего бой с грифоном, – присутствует миниатюра города, опоясанного крепостной стеной, из-за которой виднеется дворец правителя в окружении построек меньшего размера. Изображение города сопровождает следующая легенда: «Samarcha civitas est Gazare id est Scitie regionis maior Babylone habens in gyro C milia que a rege pagano et christiano mixtim colitur». Перевод: «Самарха – это город, который расположен в Хазарии, области находящейся в Скифии; город этот по своим размерам превосходит Вавилон, ибо имеет в своей окружности 100 миль; находится же он под совместным управлением (двух) царей: один из них является язычником, а другой – христианин» (sic)!

Легенда с упоминанием Самары отражает религиозную и политическую ситуацию, напрямую связанную с первым периодом иудаизации правящей верхушки Хазарского каганата, который имеет приблизительно следующие хронологические рамки – с 802/803 и до 869/870 гг. [26-а, с. 78–82]. Второй период иудаизации Хазарии, информация о котором восходит в основном к арабским источникам, приходится на вторую четверть X века, когда из Византии в Хазарию вследствие религиозных гонений при императоре Романе I Лакапине направилось множество иудеев.

В данном случае важнейшим источником является сочинение арабского историка, литератора и географа Аб?-л-Хасан ?Али ибн ал- ?Алu ал-Мас'?дu (ум. 956 г.). «Жители столицы – мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Иудеями являются: царь, его окружение и хазары его рода. Царь принял иудейство во время правления халифа Харун ар-Рашида (аббасидский халиф Хaрун ар-Рашuд правил в 786–809 гг. – авторы). Ряд евреев примкнул к нему из других мусульманских стран и из Византийской империи. Причина в том, что император, правящий ныне, т.е. 332 год Хиджры (943–944 г. – авторы), и носящий имя Роман (Роман I Лакапин правил в 920–944 гг. – авторы) обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их [...] и большое число евреев бежало из Рума (Византии – авторы) в страну хазар» [17, c. 193].

Повествование ал-Масуди о принятии иудаизма в Хазарии в эпоху правления Хaруна ар-Рашuда опиралось на еще более раннее сочинение, ныне утраченное. Существуют два фрагмента, которые основыва ются на недошедшем до нас протографе. Они инкорпорированы в сочинение арабского космографа Шамс ад-дuна Мухаммада ибн аб? Тaлиба ад-Димашкu (1256–1327). Там говорится о том, что во времена Хaруна ар-Рашuда император ромеев (по всей видимости, это был Никифор I (правил в 802–811 гг., с 803 г. – совместно с сыном Ставракием) изгнал иудеев из Византии.

Они двинулись в Хазарию, «где нашли умных и благочестивых людей, объявили им свою веру, а те признали ее наиболее правильной, присоединились к ней, оставаясь (в этой вере) некоторое время. Затем воевало с ними войско из Хорасана, захватило города их, страну их, они (хазары) стали (их) подданными. Рассказывает Ибн ал-Асир (арабский историк (1160–1234 гг.) – авторы) также, что они приняли ислам в 254 (г. по Хиджре, т.е. в 868 г. – авторы); он указывает, что причиной принятия ими ислама послужило военное нападение тюрок. Вот они (хазары) попросили помощи от людей Хорезма, а те ответили: «Вы – неверные, примите ислам, и мы поможем вам.» Те приняли ислам, за исключением царя их, и помогли им хорезмийцы, и отступили от них тюрки. После этого принял ислам и царь их» [11, c. 152–153].

Итак, после столь пространного вступления о Самаре, который может претендовать на звание одного из старейших городов России, обратимся к легенде об аримаспах и грифонах, которая присутствует на Эбсторфской карте: «Antropofagi, homines veloces, habent enim pedes similes equorum, carne et sanguine hominum vivunt. // Scithia ab extrema orientis parte usque ad occeanum, deinde a meridie usque ad Caucasi iugum deducta. Cui subiacet Hyrcania ab occasu, habentes pariter gentes XLIIII. Suntque ei flumina magna: Oscorum, Fascidin, Yrarin. Ibique lapides pretiosi inveniuntur et aurum et gemme. Griphorum immanitate oppressi, statura proceri, quadrupedum atque pennatum genus rapidissimumque omnium ferarum fertur esse. In vertice id est in lateribus Yperboreorum moncium nascuntur. Totum namque corpus illorum ymaginem seu formam leonis ostendit. Alis itaque et facie velut aquile. Equis vehementer infesti. Nam homines discerpunt, iuga boum velut duos hircos unguibus interimentes dividunt».

«В этих местах обитают антропофаги, люди быстрые, ибо их ноги подобно лошадиным. Питаются они плотью и кровью человеческой. // Скифия простирается от крайних пределов Востока до океана, а на Юге она достигает Кавказского хребта. С западной стороны под Скифией находится Гиркания, в которой проживают 44 народа. В ней (Скифии) имеются крупные реки: Оскор, Фасис, Аракс. В Скифии находят драгоценные камни, а также золото и жемчуг. Но добыть их невозможно из-за большого количества Грифов, которые имеют огромный рост, четыре лапы и покрыты они перьями; и как считают, что быстрее их (в мире) зверя нет. Родятся они к Северу от Гиперборейских гор, на полюсе. Тело их по образу и подобию львиное, а морда и когти, как у орла. Они враждебно относятся к лошадям. А также рвут на части людей, и могут своими смертоубийственными когтями разделать (на части) пару быков и двух козлов».

Мюнхенский список «Этимологий» Исидора Севильского [41, f. 154 v] XII в., родиной которого является Северная Франция, содержит карту мира эбсторфско-херефордского блока Т-О типа, которая находится в главе 14.2 «О земном круге». Исследователь средневековой картографии Готье-Дальше полагает, что данная карта может считаться редуцированной копией Сен-Викторской карты, которая не дошла до наших дней [33, p. 81–85, 193–195].

Самара среди прочих городов Скифии, обозначенных как «c(ivitas) Sarmathana», находится за Кавказскими горами на Северо-Востоке (левый верхний угол карты). Близ легенды «Сарматана» присутствует миниатюра города, окруженного стенами и башнями и расположенного на берегу сине-зелёной реки, несущей свои воды в сторону Кавказского хребта.

«Книга извлечений» Ришара Сен-Викторского восходит к «Chronicon» 1131–1135 гг. одного из основателей данной теологической школы – Гуго Сен-Викторского [33]. «Хроника» представляет собой своего рода трактат по истории и географии и называется «Описание карты мира». В этом сочинении имеется достаточно сжатый перечень гидрографических и хорографических объектов, а также наиболее значимых городов и поселений, известных на момент его создания. Существует предположение, что прототипом географического раздела данного труда мог быть графический источник.

В тексте, вышедшем из-под пера Гуго Сен-Викторского, в еще более лапидарной форме, чем в уже упомянутой «Книге извлечений» Ришара Сен-Викторского, даётся перечень топонимов Скифии: «Ortogorra», «Samarchan», «Attipi», «Alexandria», «Scitopolis», «vicus Saphiri» (Ортогорра, Самарха, Аттиппи, Александрия, Поселение Сафир) [29, p. 144].

«Самарха» здесь – не Самарканд, этот город назывался в ту эпоху Паранда, Панда или Мараканда. В западноевропейских источниках информация о Средней Азии до третьей четверти XII века вообще отсутствует. Сведения о Средней и Центральной Азии появляются в Европе в связи с фигурой пресвитера Иоанна и его «письмом», которое датируется около 1165 (до 1177) года [34]. Кстати, в «Описании карты мира» среди среднеазиатских городов Самарканд не забыт, но, как ему и положено на это время, он именуется «Паранда» [34, p. 144, 169].

Итак, на Эбсторфской и на Верчелльской картах, а также на их протографах первой половины XII в. содержится информация как минимум первой половины IX в.

Ареалом обитания грифона с древнейших времён считалась средняя Волга."

Фоменко И.К., Щербакова Е.И. Западный след «Казанского дракона»

Вверх.

На главную страницу.