Варварская энциклопедия: Коммод, император Луций Элий Аврелий Коммод

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Книга "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана" - купить на OZON.ru книгу Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана с доставкой по почте | 5-02-009106-5Книга "Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана" - купить на OZON.ru книгу Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана с доставкой по почте | 5-02-009106-5
Книга "Римские императоры. Галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н. э." Проф. Рамола Гарай - купить на OZON.ru книгу Римские императоры. Галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н. э. с доставкой по почте | 978-5-227-03447-2Книга "Римские императоры. Галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н. э." Проф. Рамола Гарай - купить на OZON.ru книгу Римские императоры. Галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н. э. с доставкой по почте | 978-5-227-03447-2

Луций Элий Аврелий Коммод (31 августа 161, Ланувий — 31 декабря 192, Рим) — римский император. Назван в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. Коммод имел привлекательную внешность. Его взгляд мог быть ласковым или «огненным». Волосы были белокурыми и вьющимися.

Его учили литературе, риторике, философии, но никакой пользы эти занятия ему не принесли. Он с большей охотой лепил чаши, танцевал, пел, свистел, разыгрывал шута и гладиатора. В 12 лет он потребовал сжечь в печи своего банщика, который перегрел воду для мытья. Слуга бросил в печь баранью шкуру.

С юных лет Коммод устраивал в Палатинском Дворце попойки и кутежи, склоняя их участников к разврату и подбирая для этого или покупая деньгами самых красивых женщин и мужчин Рима. В своем дворце он устроил лупанарий (публичный дом). Любил, нарядившись возницей, править колесницами и пировать с гладиаторами. Стараясь смягчить буйны нрав Коммода, Марк Аврелий взял сына на войну с германцами, но внезапно умер. Комод сразу же прекратил войну и возвратился в Рим, где устроил праздничные игры. Были прекращены войны и отменены все военные планы. Заключен мир с даками и сарматами. Волнения в провинциях (Британии, Германии, Дакии) усмирены. Все эти меры, включая масштабные праздники, на короткое время сделали Коммода почитаемым в народе. Но он практически не занимался государственными делами.

Все годы его императорства сопровождались истощением казны и огромными хищениями. Делами государства заправляли его любовники и фавориты. Три года власть удерживал сопрефект претория Тигидий Переннис. Британские легионы потребовали от императора сместить его. Пиренниса обвинили в намерении занять трон, и по приказу Коммода он, вместе с женой и детьми, был убит. Казненного фаворита сменил императорский спальник — вольноотпущенник Клеандр, получивший исключительный титул «кинжал» (лат. a pugione), который занялся торговлей постами, провинциями и судебными решениями. Все, кто пытался раскрыть Коммоду глаза на злоупотребления Клеандра, изгонялись. Коммод велел казнить мужа своей сестры Бирра вместе со всеми, кто пытался вступиться за него.

В 189 г. Клеандр скупил в огромном количестве хлеб и держал его под замком, чем вызвал голод в столице. В 190 г. противники Клеандра вывели на улицы Рима толпу. Клеандр бросил против нее армию. Но римляне окружили императорский дворец и Коммод по требованию толпы тут же казнил своего фаворита. Когда его голову показали римлянам, волнения прекратились. А Коммод, выяснив, что Клеандр вступал в связь с его наложницами и имел от них детей, Коммод приказал убить этих детей вместе со своими матерями.

С именем Коммода связаны самые постыдные эпизоды и картины разложения римской власти. В его гареме было несколько сот женщин и столько же молодых мальчиков и юношей. У него были любимцы, именами которых служили названия срамных частей мужского и женского тела. Среди его пристрастий фигурирует подкладывание кала в изысканные кушанья, ношение женской одежды и игры во врача с препарированием живых людей. Но больше всего Коммод любил выступать в роли гладиатора. Хорошо владея мечом, он дрался на арене и требовал, чтобы фиксировали каждую его победу. Он провел около тысячи боев. Победы достигались за счет инсценировок, в которых гладиаторы поддавались императору. Но он начал убивать противников, имея боевое оружие (или свинцовый наконечник), в то время как в них в распоряжении были учебные имитации. Гладиатор Сцева отучил Коммода от этого зверства: перед началом схватки он отбросил меч и сказал, что оружия императора на двоих достаточно. Коммод испугался, что будет убит своим же оружием, и отпустил Сцеву, впредь предпочитая устраивать бои с дикими зверями. Он без промаха бросал копья и стрелял из лука из-за специальной ограды. Толпа аплодировала его кровавым успехам.

Коммод был поклонником восточных культов. Он носил на голове изображение бога Анубиса и участвовал в самоистязательных религиозных ритуалах. В последние годы правления стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом сыном Аврелия, а Геркулесом сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть комодом. А декабрь был назван амазонским в честь любимой наложницы императора Марции, портретом которой в виде амазонки он любовался. Он велел отрубить голову величайшей статуи, почитаемой римлянами как изображение солнца, и поместил на ее место свою голову и учинив надпись: «победивший тысячу гладиаторов». Сенат в страхе перед репрессиями удовлетворял все просьбы императора.

Жестокости и мнительности Коммода способствовал заговор, созревший в первый же год его правления. Организаторами заговора стали родственники сестры Коммода Аннии Луциллы. К императору подослали убийцу, однако тот раньше времени выдал свои намерения. Он вошёл к Комоду с кинжалом и заявлил: «Вот, что посылает тебе сенат». Стража схватила его, и все заговорщики были казнены. Луцилла, которую также подозревали в причастности к заговору, была сослана на Капри, где умерла через несколько лет. В дальнейшем казни известных людей происходили при малейшем подозрении в их адрес. Свою жену, Бруттию Криспинну, Коммод убил, уличив в прелюбодеянии.

Заговор, стоивший Коммоду жизни, предположительно возник в связи с его ссорой с Марцией, после которой он составил список тех, кого хотел казнить. Список попал в руки Марции, а затем предполагаемым жертвам. Префект претория Квинт Эмилий Лет и управляющий двором вольноотпущенник Эклект решили избавиться от императора. Городской перфект Пертинакс присоединился к заговору в обмен на обещание сделать его императором. Марция напоила Коммода отравленным вином. Но яд вызвал лишь рвоту, и тогда императора задушил раб, атлет Нарцисс, с которым Коммод занимался борьбой. (По другим источникам Нарцисс был мастером натираний, который в нужный момент надавил Коммоду локтем на горло.)

Сенат одобрил результаты заговора, объявив Коммода «врагом отечества». Сенаторы потребовали протащить тело на крюке по улицам Рима и сбросить в Тибр, а его имя стереть со всех сооружений. Но Пертинакс не позволил это сделать. Тело Коммода тайно было захоронено в усыпальнице Адриана, а позднее император Септимий Север в пику сенату причислил Коммода к богам.

Со свержением Коммода в Римской Империи закончился период политической стабильности и началась эпоха «солдатских императоров».

Голова статуи императора Коммода в образе Геркулеса. Дворец Консерваторов. Музеи Капитолия, Рим.

Голова статуи императора Коммода в образе Геркулеса. Дворец Консерваторов. Музеи Капитолия, Рим.

Источник: http://savliy.livejournal.com/82118.html

Рядом с Марком Аврелием

Неподалеку от конного памятника Марку Аврелию в новом зале Капитолийских музеев находится еще один шедевр. Это – портрет сына императора-философа Коммода в виде Геркулеса. Бюст я этот хорошо помнила по всевозможным историям римского искусства, но, глядя на фотографии, и не подозревала, насколько он совершенен:

Статуя императора Коммода в образе Геркулеса.

Разумеется, это – холодное совершенство. Портрет примерно в два раза больше натуры. Датируется он временем между 180 и 193 гг. Вероятно, это часть лишь композиции, в которую входили тритоны: http://en.museicapitolini.org/perco rsi/percorsi_per_sale/museo_del_palazzo_ dei_conservatori/sale_degli_horti_lamian i
Император облечен в шкуру льва, в одной руке он держит палицу, в другой яблоки Гесперид. Бюст поддерживают рога изобилия, которые фланкировали коленопреклоненные Ники. Коммод непроницаем. В этом портрете бесполезно искать характер конкретного человека, поскольку перед нами божество.

Статуя императора Коммода в образе Геркулеса.

Вот как описывает и характеризует его Элий Лампиридий:

«Коммод отличался хорошим телосложением. Выражение его лица было бессмысленное, какое обычно бывает у пьяниц, речь — бессвязная; волосы были всегда накрашены и сверкали золотыми блестками. Волосы на голове и бороду он подпаливал, боясь цирюльника (XVII, 3) .

С самого раннего детства Коммод отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен, и уста его были осквернены и обесчещены. Он был искусен в тех занятиях, которые не соответствовали положению императора, например, — он лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности превосходного шута и гладиатора (I, 7,8).

Он позволил ставить себе статуи в виде Геркулеса, и ему приносили жертвы как богу (IX, 2).

Он выступал в гладиаторских боях и с такой радостью принимал прозвания гладиаторов, словно получал прозвания за триумфы. Он всегда выступал на играх и приказывал вносить сообщения о всяком своем выступлении в официальные письменные памятники. Бился он, говорят, семьсот тридцать пять раз (XI,10 - 12)».

http://ancientrome.ru/antlitr/sha/lampk omm.htm

Статуя императора Коммода в образе Геркулеса.

А вот что пишет о Коммоде Юлий Капитолин в жизнеописании Марка Аврелия:

XIX. (1) Некоторые говорят — и это кажется правдоподобным, — что Коммод Антонин, его преемник и сын, родился не от него, а был плодом прелюбодеяния, и добавляют к этому такую, живущую в народной молве, сказочку. (2) Как-то раз Фаустина, дочь Пия и жена Марка, при виде проходивших мимо гладиаторов воспылала любовью к одному из них — и после долгих страданий, причиненных любовным недугом, призналась в своей любви мужу. (3) Когда Марк обратился к халдеям, они дали совет убить этого гладиатора с тем, чтобы Фаустина омылась его кровью и потом возлегла с мужем. (4) Когда это было сделано, Фаустина, правда, освободилась от любви, (5) но на свет появился Коммод — скорее гладиатор, чем император: будучи императором, он выступал публично перед народом почти тысячу раз в гладиаторских боях, как это будет указано в его жизнеописании. (6) Этот рассказ считается правдоподобным на том основании, что сын столь безупречного государя отличался такими нравами, какие чужды даже любому учителю гладиаторов, любому актеру, любому из тех, кто выступает на арене, наконец, любому человеку, в котором, как в помойной яме, соединены всякая грязь и преступление. (7) Многие говорят и так, что Коммод — вообще плод преступной любви: ведь хорошо известно, что в Кайоте Фаустина выбирала себе любовников из матросов и гладиаторов. (8) Когда Марку Антонину говорили о ее поведении, предлагая развестись с ней, если он не хочет казнить ее, он, говорят, сказал: "Если я разведусь с женой, то нужно возвратить ей и приданое". (9) А что другое могло считаться приданым, как не императорская власть, которую он получил от тестя, будучи им усыновлен по воле Адриана? (10) Но жизнь хорошего государя, его безупречность, уравновешенность и благочестие имеют такую силу, что ненависть, которую вызывают к себе его близкие, не может затмить его славы. (11) Словом, Марку Антонину не могли повредить ни его сын-гладиатор, ни распутная жена, так как он оставался всегда верен себе и ничьи нашептывания не могли его изменить.

За два дня до своей смерти, допустив к себе своих друзей, он, говорят, высказал о сыне такое же суждение, какое высказал Филипп об Александре, когда он дурно отозвался о последнем; и при этом он добавил, что он огорчен совсем не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя [такого] сына: Коммод уже показал себя беспутным и жестоким (XXVII, 11 - 12).

http://ancientrome.ru/antlitr/sha/capim ant.htm

Источник: http://cicerone2007.livejournal.com/9583.html

Вверх.

На главную страницу.