Варварская энциклопедия: Ильинский погост

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

01 марта, 2005

Дмитрий Гордиенко , Тайный советник (Санкт-Петербург)

"Последний приют святого отца"

Питерский рок-музыкант, ставший священником, был жестоко убит в собственном храме

В конце девяностых годов над тихой обителью Ильинской пустыни сгустились тучи: при странных обстоятельствах погибли двое служивших там священников, в том числе – отец-настоятель храма. По словам местных жителей, гибель иноков покрыта мистической тайной. Священнослужители добирались на моторной лодке на остров с Большой земли. Путь неблизкий, без малого двадцать километров. Внезапно на Ворозеро опустился неестественно густой колышущийся туман. До острова священники, наизусть знавшие фарватер, не добрались: их лодка перевернулась и утонула. Почему? Бог весть... Но смерть этих двух священников оказалась не единственной...

Одинокая обитель

Ильинский погост – большая деревянная церковь восемнадцатого века и обнесенное бревенчатым забором кладбище – расположен на небольшом плоском островке, поросшем разнотравьем да хвойным лесом. Вокруг огромным зеркалом расстилается многокилометровая гладь Водлозера, а дальше, на сколько хватает глаз, раскинулись и поныне глухие заонежские леса, кое-где перемежаемые реками да болотами.

Построенный в самом сердце некогда зажиточного заонежского края, храм Святого Илии Пророка знавал и лучшие времена, но в двадцатом веке окрестные села пришли в упадок, многие были брошены. Ильинский погост зарастал лесом и травами в человеческий рост. Как ни странно, именно забвение позволило деревянному храму, как, впрочем, и его архитектурной сестре – ныне знаменитой на весь мир Кижской Преображенской церкви, дожить до наших дней. В годы всеобщей коллективизации и богоборчества ни у кого из воинствующих атеистов не хватило энтузиазма для того, чтобы забраться в заонежскую глушь лишь затем, чтобы порушить давно уже никем не посещаемые храмы. Уникальные деревянные церкви были брошены на произвол судьбы. Но время пощадило их.

В конце минувшего века обширная территория Заонежья, поросшая почти нетронутой тайгой, было отведена под один из крупнейших на Северо-Западе России Водлозерский национальный парк. Островок Ильинской пустыни оказался на этой территории. Храм пережил второе рождение, чему активно способствовали епархия и администрация национального парка. В девяностых годах в Ильинском храме возобновились богослужения. Ежегодно в первых числах августа, в канун дня Илии Пророка, пустынь становится местом паломничества множества верующих и туристов, желающих посетить храм и полюбоваться эфемерной красотой уходящего карельского лета. В остальное же время остров Ильинского погоста тих и безлюден. Живут там один-два священнослужителя да иногда несколько мирян-послушников.

А потом начались эти странные смерти святых отцов.

Бунтарь-одиночка

Вскоре после трагической гибели настоятеля храма на остров прибыл его преемник – иеромонах отец Нил, в миру – Алексей Нилович Савленков. Возможно, многим поклонникам питерского рока до сих пор памятно это имя: Савленков был известным рок-музыкантом. В восьмидесятых годах он стал одним из организаторов группы "Тайное голосование". Группа играла в стиле постпанк, часто гастролируя по республикам тогдашнего СССР. "Своим названием мы хотели подчеркнуть, что у нас в группе все вопросы решаются демократическим путем", – утверждали участники группы в одной из концертных программок. По мнению знатоков, "Тайное голосование" мало чем отличалось от десятков подобных групп. Пожалуй, примечательно лишь то, что некоторое время играл в ней Вячеслав Петкун – нынешний лидер известной группы "Танцы минус". Несмотря на заявленный ранее "плюрализм мнений", творческая жизнь группы не задалась именно из-за противоречий внутри коллектива, и "Тайное голосование" приказало долго жить. А вскоре после этого Алексей Савленков решил расстаться со светской жизнью, посвятив себя служению Богу.

Несмотря на бурное прошлое, данных о личной жизни Савленкова немного. Его родители умерли. С женой музыкант расстался. По мнению знакомых, у него был сложный, взрывной характер. В одном из интервью, размещенном на интернет-сайте любителей рок-музыки, бывший коллега Савленкова Вячеслав Петкун крайне негативно высказался о новом выборе Алексея – церкви. "У меня к религии собственное отношение, – заявил музыкант. – Если серьёзно говорить о Боге, то он скорее в нас самих. И меня всякого рода посредники между мной и Богом абсолютно не устраивают. ...Я не могу доверять этим людям, честно".

В девяностых годах Алексей Савленков постригся в монахи и приехал в Карелию, в Муромский монастырь, настоятелем которого был друг его детства, а тогда – иеромонах отец Павел. Поговаривают, что жизненный выбор Савленков сделал именно под его влиянием. Так или иначе, новый инок быстро сделал церковную карьеру, получив сан настоятеля Муромского монастыря. Но из-за сложных, отношений с монастырской братией новоиспеченный иеромонах Нил решил избрать судьбу отшельника и подался в настоятели Ильинской пустыни. Это было в 2000 году. Вечно хмурый и истово верующий Савленков обрел на острове свою новую жизнь. Отец Нил всерьез занялся восстановлением старинной церкви, планировал строительство новых странноприимных домиков. В быту довольствовался немногим. Особенно поздней осенью и зимой, когда Ильинская пустынь становилась абсолютно недосягаемой с Большой земли, превращаясь в неприступный, окруженный холодными вспененными волнами, а потом непролазными снегами и таежным безлюдьем островок.

Вести о странном батюшке-отшельнике быстро распространились в церковной среде. Летом на остров стали наведываться паломники, многие из них на какое-то время оставались в послушниках – трудниках, но подолгу не задерживался никто. Тяжкий ли быт отшельников, суровый ли норов настоятеля храма были тому причиной – неизвестно...

К лету 2003 года в пустынь к отцу Нилу приехали двое священнослужителей – послушник и еще один иеромонах. Священники помогали настоятелю в подготовке к очередной встрече Ильина дня, когда святая обитель переживает наплыв большого числа паломников. Ильинские празднования закончились, и иноки вместе с уезжающими паломниками подались на Большую землю по служебной надобности.

Странные странники

9 августа, ровно через неделю после встречи Ильина дня, одна из жительниц расположенной на побережье Водлозера деревни Бостилово увидела, как ранним утром к берегу причалила моторная лодка. Из нее вышли двое незнакомых мужчин, один из которых был одет в серый монашеский подрясник. Поздоровавшись, незнакомцы спросили, как добраться до Куганаволока (ближайший крупный поселок, с которым есть регулярное сообщение). Узнав, поблагодарили ее, но пошли почему-то в другую сторону. Лодка, принадлежащая Водлозерскому парку и переданная в пользование отцу Нила, осталась у берега. Это показалось странным, и женщина сообщила о случившемся руководству парка. Приехавший к месту происшествия заместитель директора национального парка обнаружил, что деревянная лодка полузатоплена. Причиной стали несколько свежих рубленых пробоин в ее днище. На одном из сидений лодки лежала церковная свеча, неподалеку от нее на берегу стояли две пары сапог, по словам местных жителей, принадлежавших отцу Нилу.

Заподозрив неладное, сотрудники парка решили проверить обитель. 13 августа один из егерей по просьбе директора Водлозерского парка съездил на погост, но остров был безлюден. Впрочем, ранее бывало, что несловоохотливый отец Нил, никого не предупредив, выезжал по своим делам с острова, поэтому заявление о его пропаже подали не сразу. Когда же наконец за дело взялись милиционеры, выяснился ряд подозрительных совпадений. Незадолго до исчезновения иеромонаха местные жители видели двух мужчин, которые представлялись послушниками и, по их словам, направлялись в Ильинскую пустынь. О том, что на острове будут жить двое трудников, говорил намедни и сам отец Нил. По описаниям, трудники походили на странных мужчин, бросивших ранним утром 9 августа испорченную настоятелеву лодку у деревни Бостилово.

Батюшка не объявлялся. В монастыре и национальном парке забили тревогу, и милицейское розыскное дело вскоре переросло в уголовное – сотрудники правоохранительных органов заподозрили двух странных послушников в убийстве отца Нила.

В ходе следствия выяснилось немногое. Кое-кто из местных жителей описал милиционерам внешности подозреваемых. Вспомнили, что одного из них – того, что постарше и облаченного в подрясник, звали Андреем. Изрядно помог следствию настоятель Муромского монастыря, с которым встретились странные послушники. Настоятель говорил с ними и, как водится, проверил паспорта. Паспорт старшего из странников был старого образца, выданный в Тольятти. Владелец этого паспорта служителю монастыря сразу не понравился. "Он вел себя вызывающе, и я решил, что этот человек не для монастыря, – рассказал следователю священник. – Молодому я сказал, что могу его принять в монастырь, а старшему отказал, сказав, что ему необходимо поменять паспорт. Но тот, что был в подряснике, молодому и рта не дал раскрыть, сказав, что они пойдут к отцу Нилу на Ильинский погост. Было видно, что молодой человек находится под влиянием старшего".

Проанализировав ситуацию и составив подробный словесный портрет одного из подозреваемых, сотрудники правоохранительных органов объявили его в розыск.

Тщетные поиски

К концу октября 2003 года Водлозеро покрылось льдом, местные жители занялись подледной рыбалкой. 6 ноября вышедшие на лед в районе острова Большой Колгостров рыбаки обнаружили страшную находку: изо льда торчала полуразложившаяся, объеденная животными рука человека. Вызвали милицию. Тело извлекли из-подо льда. Несмотря на сильную степень разложения, сразу же стало ясно, что найдены останки отца Нила. Череп инока был проломлен. Версия об убийстве полностью подтвердилась.

К расследованию преступления подключились сотрудники карельской республиканской прокуратуры. Следователи вновь и вновь опрашивали местных жителей, которые могли что-либо рассказать о днях начала августа. В 2004 году информация об убийстве иеромонаха и о двоих подозреваемых в этом преступлении была озвучена в передаче "Внимание – розыск" на телеканале "НТВ". Вскоре в прокуратуру стали поступать сведения из различных регионов страны, где якобы видели похожих на подозреваемых в убийстве людей. Но все они оказывались либо слишком отрывочными, либо приходили с опозданием. Например, стало известно, что вскоре после исчезновения из Карелии человек, с которым говорил настоятель Муромского монастыря, появлялся в одном из монастырей во Владимирской области, но, пробыв там недолго, уехал в неизвестном направлении.

Свидетельское показание поступило даже из Японии! Оказалось, что одна из жительниц Страны восходящего солнца в конце лета приезжала в качестве туристки в Карелию и посещала Ильинскую пустынь. Интересующаяся Россией японка увидела передачу по НТВ, узнала отца Нила, с которым беседовала на острове, и послала следователям снимки погоста. По ее словам, снимки были сделаны в конце лета. На одном из них видны двое людей, занимающихся ремонтом Ильинского храма, возможно, это и есть подозреваемые в убийстве иеромонаха мужчины. На фотографии и впрямь видны двое людей, работающих на куполе церкви. Следователи потратили немало сил и времени для того, чтобы разглядеть изображение поближе, но качество фотографии не позволило увидеть лица людей.

Вскоре выяснилось, что снимки были сделаны 28 июля, а подозреваемые приехали в пустынь 3 августа. Следствие вновь зашло в тупик...

За понюх табаку...

Вскоре, однако, следователям улыбнулась удача. В прокуратуру Карелии поступила информация из Мордовии, где сотрудниками милиции при постановке на регистрацию был задержан один из послушников местного монастыря, по описанию похожий на объявленного в федеральный розыск мужчину. Задержанным оказался 38-летний уроженец Тольятти Андрей Наседкин. На допросах он быстро сознался в том, что вдвоем с приятелем – жителем Подмосковья Алексеем Баженовым стал соучастником убийства отца Нила. Вскоре сотрудники милиции задержали и Баженова, который после убийства уехал домой. Поначалу Наседкин утверждал, что убийство иеромонаха совершил Баженов, но после задержания последнего следователи быстро пришли к выводу, что он не мог быть убийцей. Робкий юноша, которым оказался Баженов, никак не подходил на роль жестокого убийцы. И напротив, самоуверенный, часто дерзкий Наседкин в это амплуа вписывался очень хорошо. О многом говорили и факты из биографии Наседкина. К своим тридцати семи годам он успел поработать в милиции и получить звание старшего лейтенанта. Уволившись из МВД, Наседкин, скорее всего, занимался мелким бизнесом, но попался на мошенничестве и был осужден. Отбыв срок, бывший старший лейтенант решил порвать с мирской жизнью и подался в монастырские послушники. Объездив множество монастырей, он так и не нашел постоянного пристанища. Скорее всего, из-за своего неуживчивого характера. Да и мирские привычки держали Андрея слишком крепко. Например, он так и не смог завязать с курением, а путь курящему человеку в монахи строго заказан. В 2003 году в одном из мордовских монастырей Андрей встретился с Алексеем Баженовым – таким же, как и он, послушником. Как ни странно, абсолютно разные по характеру, возрасту и мировоззрению люди почему-то сошлись, между ними завязались приятельские отношения. Летом 2003 года до приятелей дошел слух о странном иноке-отшельнике, живущем на необитаемом острове, и они решили отправиться в отшельничий скит.

В первых числах августа Наседкин и Баженов добрались до Муромского монастыря. Дорога утомила приятелей, и поначалу они захотели остаться при монастыре, но этому помешал конфликт, разгоревшийся между отцом-настоятелем и Наседкиным. И хотя от монастыря до отшельничьего скита путь неблизкий, приятели решили идти в Ильинскую пустынь. На перекладных добрались до Водлозера и с помощью местных жителей переправились на остров. Отец Нил принял послушников без особого радушия, но и без претензий, сразу же определив им фронт работ. Вскоре иеромонах узнал, что оба трудника курят, чем был крайне недоволен, и даже хотел прогнать незваных поселенцев с острова. Но, побеседовав с послушниками, смилостивился и оставил их в пустыни, строго-настрого запретив курить на территории скита и переселив в отдельно стоящий летний домик, предназначенный для туристов.

8 августа пошел сильный дождь. Недоделанная крыша летнего домика стала протекать, оба послушника вымокли. Импульсивный Наседкин был взбешен: мало того что иеромонах запретил курить, так еще и поселил их в убогом сарае! Это, по мнению послушника, переходило все границы. Поздним вечером 8 августа отец Нил зашел в домик послушников, чтобы пригласить их на ужин. Разозленный бытовыми неурядицами Наседкин стал ругать иеромонаха за неуважение, в ответ священник велел послушникам забирать инструменты и идти за ним. Поняв, что, скорее всего, отец Нил решил выселить их с острова, Наседкин впал в бешенство. Подбежав к уходящему по тропинке отцу Нилу, он с размаху ударил того лопатой по голове.

"Господи, за что"?!" – это восклицание стало последними словами отца Нила. Наседкин в ярости бил упавшего священника лопатой до тех пор, пока не осознал, что бьет уже безжизненное тело. Испугавшись, он приказал остолбеневшему от ужаса Баженову помочь ему оттащить тело священника в лес. После этого Наседкин сходил за тачкой. Вдвоем с Баженовым они погрузили на нее тело отца Нила, отвезли к лодке, привязали к ногам мешок с камнями и, выехав на акваторию Водлозера, выкинули убитого священника в воду.

Скрыв следы преступления, приятели покинули Карелию, уехали в Москву и расстались. Баженов отправился домой, а Наседкин продолжил странствия по православным монастырям. Уже будучи объявленным в федеральный розыск, Наседкин во Владимирской области беспрепятственно обменял паспорт старого образца на новый, сменил несколько обителей, но в конце концов вернулся в Мордовию, где и был задержан. По ходу следствия выяснилось, что, устав носить в себе тяжесть греха, убийца сходил в местную церковь и покаялся в преступлении. Священник внимательно выслушал прихожанина и отпустил ему грехи, наложив нетрудную епитимью...

Мирское правосудие оказалось более сурово, чем церковное. 31 января 2005 года решением Пудожского районного суда Карелии Андрей Наседкин признан виновным в умышленном убийстве и приговорен к восьми с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. Алексей Баженов за сокрытие преступления приговорен к одному году лишения свободы условно.

Обвиняемый в убийстве священника подал апелляцию в вышестоящий суд.

Алексея Савленкова похоронили там же, где он погиб, на Ильинском погосте. Бывший рок-музыкант, бунтарь-одиночка, бросивший вызов мирской жизни, обрел вечный покой неподалеку от алтаря древнего храма, в котором провел последние годы жизни...

Публикация подготовлена при содействии старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Карелии Виталия КОНОВАЛОВА.

28.02.2005

Источник: Тайный советник (Санкт-Петербург)

Вверх.

На главную страницу.