Варварская энциклопедия: Ибн Араби

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

ИБН 'АРАБИ (также Ибн ал-'Араби), Мухйи ад-дин Абу 'Абдаллах Мухаммад б. 'Али ал-Хатими ат-Та'й (1165-1240) - крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о "единстве и единственности бытия" (вахдат ал-вуджуд). Последователи Ибн 'Араби величали его "Величайшим учителем" (аш-шайх ал-акбар) и "Сыном Платона" (Ибн Афлатун). Уроженец андалусского города Мурсия, Ибн 'Араби происходил из древнего и влиятельного арабского рода. Его отец был крупным чиновником сначала в Мурсии, а затем в Севилье, куда семья Ибн 'Араби переселилась. когда ему было ок. восьми лет. В этом городе он получил традиционное мусульманское образование. Среди его учителей называют Ибн Заркуна ал-Ансари, Абу-л-Валида ал-Хадрами, Ибн Башкувала, ученика знаменитого Ибн Хазма - ‘Абд ал-Хакка ал-Ишбили и др. Под воздействием суфийских идеалов Ибн 'Араби довольно рано отказался от светских занятий и принял посвящение в суфии. В поисках авторитетных суфийских наставников он отправился в странствия по Андалусии и Северной Африке. Посетил Марракеш, Сеуту, Беджайю, Фес, Тунис. К тридцати годам Ибн 'Араби приобрел уважение и известность в суфийских кругах благодаря своим способностям к философским и эзотерическим наукам, широте кругозора и благочестию. Большое влияние на формирование воззрений Ибн 'Араби оказали, но видимому, суфии Альмерии, продолжавшие традиции, восходящие к андалусскому неоплатонику Ибн Масарре (X в.). Ибн 'Араби был также знаком с трудами крупнейших восточномусульманских суфиев и богословов: ал-Харраза, ал-Хакима ат-Тирмизи, ал-Мухасиби, ал-Халладжа, ал-Газали, Абу Исхака ал-Исфара'ини и др.

В 1200 г. Ибн 'Араби отправился в хаджж и остался на Востоке навсегда. С 1201 г. он жил в Мекке, где написал свой знаменитый поэтический сборник Тарджуман ал-ашвак и трактаты по различным отраслям суфийского знания. Здесь была начата работа над многотомным сочинением ал-Футухат ал-маккийа, которое по праву называют "энциклопедией суфизма". В 1204 г. И. 'А. вновь отправился в странствия, на этот раз на север, в Мосул. В 1206 г. во время пребывания в Египте он чуть не поплатился жизнью за свои экстатические изречения (шатахат), вызвавшие гнев местных факиров. Несколько лет Ибн 'Араби провел в малоазиатских городах Конье и Малатье, где оставил много учеников (среди них философ мистик Садр ад-дин ал-Кунави, сыгравший большую роль в распространении взглядов своего учителя в Малой Азии и Иране).

С 1223 г. до самой смерти Ибн 'Араби прожил в Дамаске, пользуясь покровительством религиозных и светских властей. Здесь он завершил ал-Футухат ал-маккийа и написал свой самый знаменитый трактат Фусус ал-хикам, ставший объектом более чем 150 комментариев. В целом творческое наследие Ибн 'Араби насчитывает ок. 300 сочинений. "Величайший учитель" был похоронен в пригороде Дамаска у подножия горы Касйун. По приказу султана Селима I в начале XVI в. над его могилой был сооружен роскошный мавзолей, существующий и поныне.

Ибн 'Араби был знаком с интеллектуальными течениями своего времени. Он встречался и переписывался с выдающимися современниками: Ибн Рушдом, Шихаб ад-дином ас-Сухраварди, Фахр ад-дином ар-Рази. Ибн ал-Фаридом и др. В его учении соединились традиции западного и восточного суфизма. Во многих его положениях можно усмотреть параллели с неоплатонизмом, гностицизмом и восточнохристианскими доктринами. Непосредственным источником ему послужили суфийская теософия, мусульманская метафизика, калам, а также исма'илитские доктрины.

Как мистик Ибн 'Араби отстаивал преимущества интуитивного, боговдохновенного знания перед рационализмом и схоластикой. Основу его метода составили аллегорическое истолкование Корана и сунны и всеобъемлющий синкретизм. Используя кораническую символику и мифологию, он детально разработал суфийскую космогонию, учение о роли "божественной милости" (ар-рахма) и теофании (таджалли) в творении, о человеке как о "малом мире", "образе бога" и причине творения, систематизировал и дополнил суфийские представления о "стоянках" (макамат) и "состояниях" (ахвал) мистического пути, об иерархии суфийских "святых" (аулийа') и ее главе - "мистическом полюсе" (кутб), о соотношении "пророчества" (нубувва) к "святости" (вилайа) и т. п. Наиболее оригинальным в учении Ибн 'Араби является положение о "промежуточном" мире (ал-барзах, 'алам ал-мисал), соединяющем две абсолютно противоположные стороны божественного Абсолюта: трансцендентную и материальную. Проникая в эту недоступную обычному разуму область, "творческое воображение" мистика постигает сокровеннейшие тайны бытия.

Обширное наследие Ибн 'Араби оказалось источником, из которого на протяжении столетий черпали философские и оккультные знания его многочисленные последователи, среди которых были знаменитые иранские поэты и мыслители: Кутб ад-дин Ширази, Фахр ад-дин 'Ираки, Са'д ад-дин Фаргани, Джами. Идеи Ибн 'Араби развивали: аш-Шазили и (назилийа. Ибн Саб'ин и аш-Ша'рани на мусульманском Западе: Да'уд Кайсари, Кутб ад-дин Изники и др. в Малой Азии: ал-Кашани, 'Абд ал-Карим ал-Джили, 'Абд ал-Гани ан-Набулуси и маулавийа и Иране, Сирии и Йемене. Учение Ибн 'Араби легло в основу шиитской философии, разработанной Хайдаром Амули (ум. в 1385 г.). Мир Дамадом (ум. в 1631-32 1.) и Мулла Садрой (ум. в 1640 г.). Вопрос о влиянии Ибн 'Араби на европейскую мысль (Раймон Луллий, Данте, Спиноза) пока не решен.

Ибн 'Араби был одной из самых противоречивых фигур мусульманского средневековья. Его взгляды резко критиковали богословы Таки ад-дин ас-Субки, Ибн Таймийа, ат-Тафтазани, а также крупнейший арабский историк Ибн Халдун. В защиту Ибн 'Араби выступали ас-Суйути, ас-Сафади, ал-Фирузабади и многие другие мусульманские авторитеты.

Споры вокруг наследия Ибн 'Араби не утихают и поныне. В начале 70-х годов нашего века религиозные круги Египта, связанные с "Братьями-мусульманами" и другими группировками, призывающими к возвращению к "чистоте" первоначального ислама, добились запрета на издание и распространение его книг. Некоторые мусульманские философы ('Абд ар-Рахман Бадави) стремятся использовать его учение для создания "альтернативных" и "самобытных" философских систем, доказать приоритет мусульманской мысли в некоторых ключевых вопросах философии.

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.