Варварская энциклопедия: Храм Зевса в Акраганте (Храм Гигантов)

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Храм Зевса в Акраганте. Начат около 510 года н.э, возобновлён около 480 года до н.э. Реконструкция.

Храм Зевса в Акраганте. Начат около 510 года н.э, возобновлён около 480 года до н.э. Реконструкция.

Источник: http://www.proprofs.com/quiz-school/story.php?title=grecja-fotografie_1

Лики гигантов храма Зевса в Акраганте в городском музее Лики гигантов храма Зевса в Акраганте в городском музее

"Однако все постройки Запада превосходил огромными размерами (53 x 110), оригинальным замыслом и очень индивидуальным обликом храм Зевса в Акраганте, заложенный ещё около 510 г. до н.э. Тиран Ферон возобновил строительство ок. 480 г. до н.э., после победоносно завершившейся войны с Карфагеном, так что акрагантский храм выступал, как и храм Зевса в Олимпии, своеобразным памятником победы в освободительной войне. Вероятно, здание из-за нестабильной внешней ситуации так никогда и не было закончено - известно, что в 409 г. Акрагант уже был разрушен. Концепция этого храма во многом близка другим ордерным зданиям Греции второй четверти V в. до н.э. Храм Зевса - единственный в греческой архитектуре псевдодиптер: у него нет колоннады как открытого портика - колонны лишь наполовину выступают из стен; причём в силу конструктивных особенностей они, состоящие из ряда секторных камней, не уходят в толщину стены, а словно приставлены к ней. У каждой из них (7 x 14 полуколонн) свой четырёх ступенный подиум и база сложной профилировки; каждая полуколонна выступает как индивидуальность.

Любопытной особенностью облика храма были его атланты - фигуры мужчин высотой 8,2 м, поддерживавших руками (предположительно) архитрав, поскольку эта часть перекрытия была составной и нуждалась в дополнительных опорах. Считалось, что атланты стояли на консолях, но это не доказано. Во всяком случае, чрезвычайно любопытно, что кариатиды уступают место мужчинам. Идея несения реализовалась как своего рода фигурный фриз. Если достоверна реконструкция стены с фигурами, помещёнными в её верхнем ярусе, тогда получается, что наружная стена храма делилась горизонтально на два яруса. Это очень необычно для греческих ордерных зданий вплоть до последних десятилетий V в. до н.э. (см. ниже об Эрехтеоне) - идея "деления" сначала развивалась в наосе, отражаясь, в частности, в чрезвычайно популярных в ранней классике двухъярусных колоннадах. Так что, может быть, атланты первично стояли внутри, в интерьере храма, мысль о чём неоднократно высказывалась.

Сквозной колоннады не было и в целле - вместо колонн выступали квадратные столбы, соединённые перегородками. Для лучшей связи опор и стен здесь, как и в храме Геры II в Посейдонии и как почти во всех храмах Греции этого времени, столбы оставляли на задней стене "отпечатки" в виде пилястр. Характерно стремление к отгороженности целлы барьерами, к выделенности центрального храмового ядра; так отгорожена статуя Зевса в храме в Олимпии, так отгорожен храм Афины Ники на Афинском Акрополе. Может быть, барьеры вокруг статуи Фидия возникли вместе со статуей, т.е. достаточно поздно, в конце 430-х гг. до н.э. Тогда акрагантский храм, несмотря на его необычность, впишется в более позднее время, чем правление тирана Ферона; он мог получить свой особый облик на исходе высокой классики."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 75-76.

Вверх.

На главную страницу.