Варварская энциклопедия: Преподобный Дионисий Глушицкий

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Икона преподобного Кирилла Белоезерского написанная преподобным Дионисием Глушицким при жизни преподобного Кирилла. 1424. 28х24. Третьяковская галерея, происходит из Кирилло-Белозерского монастыря.

Икона преподобного Кирилла Белоезерского написанная преподобным Дионисием Глушицким при жизни преподобного Кирилла. 1424. 28х24. Третьяковская галерея, происходит из Кирилло-Белозерского монастыря.

Икона преподобного Дионисия Глушицкого середины XVII века из Глушицкой Покровской обители (ныне - в собрании ВГИАХМЗ).
Икона преподобного Дионисия Глушицкого середины XVII века из Глушицкой Покровской обители (ныне - в собрании ВГИАХМЗ).

"Среди вологодских подвижников чуть более позднего времени примечательна фигура святого иконописца Дионисия (в миру Дмитрия) Глушицкого. По преданию, он родился близ Вологды в 1362 году, в молодости избрал иноческий путь и стал постриженником Спасо-Каменного монастыря, где освоил искусство иконописания. Вероятно, еще при жизни преподобного Кирилла, основателя Кирилло-Белозерской обители, он написал икону святого старца. Скончался преподобный Дионисий в 1437 году.

Предание приписывает Дионисию авторство небольшой иконы «Успение Богоматери», поступившей в музей из Семигородней пустыни Кадниковского уезда Вологодской губернии. Согласно местным легендам этот образ был принесен на реку Двиницу в XV веке основавшими пустынь монахами Дионисиева Глушицкого монастыря. Вскоре после этого разразилась эпидемия чумы, от которой вымерли все жители Семигородской волости, вследствие чего вплоть до конца XVI века обитель пустовала. Она была возрождена в 1602 году старицей московского Новодевичьего монастыря Иулианией, которая происходила из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году во время тяжелой болезни старице явилась Богоматерь, повелевшая ей возобновить Семигороднюю пустынь. Добравшись до места, Иулиания нашла икону «Успение Богоматери» в монастырской Успенской церкви.

В центре композиции представлены усопшая Богоматерь на ложе и Христос, принимающий Ее душу, изображенную в виде спеленутой фигурки. Христос окружен темно-синей мандорлой, знаменующей его Божественность, принадлежность небесному миру. Вокруг ложа, у изголовья и в ногах, располагаются двенадцать апостолов, а над ними на фоне построек — святители Иаков Иерусалимский и Иерофей Афинский.

Колорит иконы необычайно гармоничен, он построен на сочетании светлых оттенков киновари, слегка разбеленных нежно-голубых и ярко-желтых тонов (такая цветовая гамма будет характерна для вологодских икон вплоть до XVI века, а в некоторых случаях — и в более позднее время). Пропорции фигур, несмотря на упрощенность рисунка, стройные, изящные, слегка удлиненные. В произведениях, подобных «Успению», в полной мере раскрывается неповторимое своеобразие местной живописи. "

Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/exp/ozi/tsi/ya/4.htm

"Святая Лука бередит душу. Мой пес, натасканный на поиски мест силы, там чуть с ума не сошел. Да и я почуял внезапный подъем, а потом стразу – дикую тоску. И если б остался подольше, возможно, дошел бы до того состояния, которое испытал на Чертовом городище. Но есть люди, которым все нипочем. Как видно, Пахомий был именно таким толстокожим субъектом. А Дионисий был человеком чувствительным. Под воздействием места силы он впал в экзальтацию. То есть – до такой даже степени, что Пахомий стал на него коситься. Житие говорит: «Брат же его Пахомий, видя, как часто он молится, труды его и подвиги, начал его стесняться и избегать». И, в конце концов, не сумел скрыть, что подозревает в товарище нечто вроде шаманской болезни. «Дионисий заметил, что Пахомий его стыдится» и сказал, что хочет уйти на реку Глушицу. Есть там хорошее место. А ты оставайся, бог помощь. И ушел. Не выдержал ужаса, который излучает Лука у истока Сухоны, взгляда Коркодела, следящего там за тобой из воды."

Олег Давыдов. Места силы. Сто третье – Глушица

Вверх.

На главную страницу.