Варварская энциклопедия: Колизей, амфитеатр Флавиев, Amphitheatrum Flavium

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Колизей. Аксонометрический разрез
Колизей. Аксонометрический разрез.
Колизей. Продольный разрез.
Колизей. Продольный разрез.
План Колизея.
План Колизея.
Каспер ван Виттель. Колизей. 1707
Каспер ван Виттель. Колизей. 1707
Джованни Баттиста Пиранези. Veduta dell' Anfiteatro Flavio Detto Il Colosseo. Вид Колизея.
Джованни Баттиста Пиранези. Veduta dell' Anfiteatro Flavio Detto Il Colosseo. Вид Колизея.
Джованни Баттиста Пиранези. Veduta dell' Anfiteatro Flavio Detto Il Colosseo. Вид Колизея.
Джованни Баттиста Пиранези. Veduta dell' Anfiteatro Flavio Detto Il Colosseo. Вид Колизея.
Джованни Паоло Панини. Древнеримские руины. Лиссабон, Museu Nacional de Arte Antiga.
Джованни Паоло Панини. Древнеримские руины. Лиссабон, Museu Nacional de Arte Antiga.
Джованни Паоло Панини. Колизей и другие памятники. 1735. Индианаполис, Музей искусств.
Джованни Паоло Панини. Колизей и другие памятники. 1735. Индианаполис, Музей искусств.
Джованни Паоло Панини. Каприччио с античными руинами. Частное собрание
Джованни Паоло Панини. Каприччио с античными руинами. Частное собрание
Каналетто. Колизей и арка Константина. 1743. Виндзорский замок.
Каналетто. Колизей и арка Константина. 1743. Виндзорский замок.
Юбер Робер. Колизей. 1763
Юбер Робер. Колизей. 1763
Юбер Робер. Прачки в руинах Колизея. 1767
Юбер Робер. Прачки в руинах Колизея. 1767
Юбер Робер. Колизей. 1790
Юбер Робер. Колизей. 1790
Уильям Тернер. Колизей в лунном свете. 1819
Уильям Тернер. Колизей в лунном свете. 1819
Томас Коул. Колизей. 1832
Томас Коул. Колизей. 1832
 Алексей Тарасович Марков. Евстафий Плакида в Колизее. 1836. ГТГ
Алексей Тарасович Марков. Евстафий Плакида в Колизее. 1836. ГТГ
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1840. Холст, масло. 29 x 22 см. Государственный Русский музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1840. Холст, масло. 29 x 22 см. Государственный Русский музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1840. Холст, масло. 29 x 22 см. Государственный Русский музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1840. Холст, масло. 29 x 22 см. Государственный Русский музей
Никанор Григорьевич Чернецов. В Колизее. 1840-1841. Сургутский художественный музей
Никанор Григорьевич Чернецов. В Колизее. 1840-1841. Сургутский художественный музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей в лунную ночь. 1842. Холст, масло. 82 x 109 см. Таганрогский художественный музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей в лунную ночь. 1842. Холст, масло. 82 x 109 см. Таганрогский художественный музей
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1842. Тамбовская областная картинная галерея.
Никанор Григорьевич Чернецов. Колизей. 1842. Тамбовская областная картинная галерея.
Эжен Делакруа. Гладиаторы на арене Колизея. 1863
Эжен Делакруа. Гладиаторы на арене Колизея. 1863
Василий Иванович Суриков. Колизей. 1884. ГТГ
Василий Иванович Суриков. Колизей. 1884. ГТГ
Герберт Лист. Рим. Колоннады Колизея. 1949
Герберт Лист. Рим. Колоннады Колизея. 1949
Общий вид Колизея в XX веке.
Общий вид Колизея в XX веке.
Вид на Колизей через арку Тита.
Вид на Колизей через арку Тита.
Современная фотография на фоне Колизея.
Современная фотография на фоне Колизея.

"Надо заметить, что в ту эпоху это сооружение было известно как амфитеатр Флавиев. Название Колизей появляется впервые у Беды Венерабилиса (Достопочтенного), англосаксонского летописца, монаха, философа (около 673-735 гг.), цитирующего старое пророчество: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; если Колизей падет, падет и Рим; но если падет Рим, падет и весь мир». "

Источник: http://italia-ru.com/forums/vse-ob-italii/putevye-zametki-ob-italii/kolizei-cherez-khudozhestvennuyu-prizmu-vremen-111925

"Новый подъем архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 - 96 гг. н.э.). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар гладиаторов одновременно. Характер зрелищ был крайне грубый и развивал в зрителях низкие и кровожадные инстинкты. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов; к этому средству прибегали императоры, полководцы, политические деятели.

В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения, сенаторов и т. п., затем последовательно шли ярусы для всадников и римских граждан, места последнего яруса занимали вольноотпущенники. В греческих театрах подобного размещения зрителей по социальным признакам не было; оно характерно именно для Рима. Места для зрителей были расположены на проходивших под ними мощных сводчатых галлереях, одновременно служивших укрытием для зрителей во время дождя. Система галлерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий). Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. Колоссальное сооружение амфитеатра покоится на глубоких подвальных помещениях, использовавшихся в служебных целях: здесь были помещения для пребывания гладиаторов, для раненых и убитых участников игр, клетки для зверей.

«Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения (длина Колизея по окружности свыше 520 м, высота - 48,5 м), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания. Помимо этого, элементы ордера повышают пластическую выразительность наружной «стены» Колизея.

Следует иметь в виду, что арки нижнего яруса (число их равно 80) служили входами в здание; от наружных арок по радиальным направлениям шли сводчатые галлереи, служившие опорами для рядов скамей амфитеатра; таким образом, композиционное построение величественного фасада наглядно передавало конструктивные особенности сооружения. Колизей в этом отношении дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Грандиозная многоярусная аркада нигде на своем огромном протяжении не нарушалась какими-либо иными формами, ни разу не прерывался ее строгий ритм; ни одна сторона постройки не выделена в качестве главного фасада - характер сооружения исчерпывающе раскрывался с любой из сторон; в этом смысле здание Колизея, подобно греческому периптеру, отличается замечательным композиционным единством и цельностью.

Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством."

Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st033.shtml

 

Вверх.

На главную страницу.