Варварская энциклопедия: Брунгильда

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Ганна Ральф в роли Брунгильды. Кадр из фильма Нибелунги (1924)

Ганна Ральф в роли Брунгильды. Кадр из фильма Нибелунги (1924)

Иоганн Генрих Фюссли. Брунгильда созерцающая Гюнтера, которого она подвесила к потолку в брачную ночь. 1807. Ноттингем. City Museum and Art Gallery Иоганн Генрих Фюссли. Брунгильда созерцающая Гюнтера, которого она подвесила к потолку в брачную ночь. 1807. Ноттингем. City Museum and Art Gallery
Константин Васильев. Брунгильда, Зигмунд и Зиглинда. 1969 Константин Васильев. Брунгильда, Зигмунд и Зиглинда. 1969
Константин Васильев. Заклятие огня. (Вотан и Брунгильда). 1969 Константин Васильев. Заклятие огня. (Вотан и Брунгильда). 1969
Фоменко Анатолий Тимофеевич. Скандинавская легенда о Брунгильде Фоменко Анатолий Тимофеевич. Скандинавская легенда о Брунгильде
Хейн Лэсс. Брунгильда. 2000 Хейн Лэсс. Брунгильда. 2000
kumba. Брунгильда. kumba. Брунгильда.
Андрей Пашис. Сон Брунгильды, Непокорной Дочери Вотана Андрей Пашис. Сон Брунгильды, Непокорной Дочери Вотана.
Mic-leon. Брюнхильда. Mic-leon. Брюнхильда.

"Самая знаменитая из валькирий — Брюнхильд, или Брунгильда, — известна, главным образом, из «Саги о Нибелунгах» и опер Рихарда Вагнера. В «Саге о Вольсунгах» она действует под своим исландским именем — Сигрдрива. Для начала изучим вагнеровскую версию этого сюжета. Трагическая фигура Брунгильды занимает одно из центральных мест в драме Вагнера. Как и все валькирии, она мыслится не столько самостоятельной сущностью, сколько продолжением воли Водана. Водан приказывает ей даровать победу недостойному воину по имени Гундинг. Но Брунгильда выходит из повиновения и становится на защиту его противника — Зигмунда. Приняв это решение по собственной воле, она превращается в самостоятельную личность. Освободившись из-под власти Водана, он обретает свою индивидуальность, свой собственный вирд, изменить который уже никто не в силах. Всё, на что оказывается способен Водан, — погрузить Брунгильду в сон на двадцать пять лет, пока не вырастет сын Зигмунда, Зигфрид. В каком-то смысле Водан очень доволен, что она приняла такое решение, так как сам он не желал смерти Зигмунду и собирался даровать победу Гундингу лишь потому, что его вынуждали к этому обстоятельства. Зигмунду и Зиглинде предстояло умереть, так как Водан пообещал Фригг, что истребит род Вольсунгов (в противном случае Зиглинду должны были утопить, как поступали по обычаю с замужними женщинами, изменившими мужу). И Зигфрид, и Брунгильда были, по всей видимости, реальными историческими лицами, и лишь позднее стали героями легенд. Оба они упоминаются в бургундских хрониках. У этих реальных Зигфрида и Брунгильды была дочь по имени Аслауг; и, как мне было сказано, от неё я веду свой род.

Исландская версия легенды о Брюнхильд-Сигрдриве изложена в «Саге о Вольсунгах». В одной из песней «Старшей эдды» под названием «Речи Сигрдривы» содержатся ценнейшие сведения о рунической магии, непосредственно связанные с женскими мистериями. Далее я постараюсь интерпретировать «Речи Сигрдривы» в магическом ключе. Рассмотрим ту часть песни, в которой валькирия Сигрдрива рассказывает Сигурду о магическом предназначении рун и даёт ряд практических советов. Из этой легенды явствует, что одна из функций мудрых женщин заключалась в том, чтобы наставлять мужчин в магии и давать им советы этического характера. В связи с этим можно вспомнить о более древней материковой традиции, согласно которой женщины вершили правосудие и давали советы военным вождям. «Речи Сигрдривы» заслуживают внимательного изучения, но эта песнь слишком обширна, чтобы воспроизвести её здесь полностью. Поэтому далее я привожу только фрагмент, имеющий непосредственное отношение к теме нашего исследования. Перевод выполнен Квельдульвом Гундарссономю (В основу приведенного далее текста положен перевод А. Корсуна (по изданию: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Изд-во «Художественная литература», 1975). Однако в случаях расхождений с английской версией предпочтение отдаётся вариантам К. Гундарссона, т.к. именно они легли в основу последующей интерпретации песни. — Прим. перев. . )

«Речи Сигрдривы»

«Сигурд поднялся на гору Хиндарфьялль и направился на юг во Фраккланд. На горе он увидел яркий свет, как будто горел огонь, и зарево стояло до самого неба. Когда он приблизился, он увидел ограду из щитов, а над нею — знамя. Сигурд вошел в ограждённое место и увидел, что там лежит и спит человек в доспехах. Сигурд сперва снял шлем с его головы, и тут он увидел, что это женщина. Кольчуга сидела на ней крепко, словно приросла к телу. Тогда он рассёк Грамом кольчугу от ворота вниз и ещё поперёк, по обоим рукавам. Затем он снял с неё кольчугу, и женщина проснулась, села, увидела Сигурда и сказала:

1. «Кто кольчугу рассёк?

Кто меня разбудил?

Кто сбросил с меня

Оковы бессильные?"

[Он ответил:]

«Сигмунда сын,

рубил недавно

мясо для воронов

Сигурда меч».

2. [Она сказала:]

«Долго спала я,

долог был сон мой –

долги смертных несчастья!

Виновен в том Один,

что руны сна

не могла я сбросить».

Сигурд сел и спросил, как её зовут. Тогда она взяла рог, полный мёда, и дала ему напиток памяти.

 

3. [Она сказала:]

«Славься, день!

И вы, дня сыны!

И ты, ночь и дочерь!

Взгляните на нас

благостным взором,

сидящим победу дайте!

4. Славьтесь, асы!

И асиньи, славьтесь!

И земля благодатная!

Речь и разум

нам даруйте, прославленным,

и руки целящие

даруйте при жизни!»

Она назвалась Сигрдривой и была валькирией. Она рассказала, что два конунга вели войну: одного звали Хьяльм-Гуннар, он тогда был старым и очень воинственным, и Один обещал ему победу; «другого звали Агнар, он был братом Ауды, и его никто не хотел взять под свою защиту». Сигрдрива погубила в битве Хьяльм-Гуннара. А Один, в отместку за это, уколол ее шипом сна и сказал, что никогда больше она не победит в битве и что будет выдана замуж. «Но я ответила ему, что дала обет не выходить замуж ни за кого, кто знает страх».

Тогда он просит поучить его мудрости, раз она знает, что нового во всех мирах. Она сказала:

5. Яблоневому древу

тинга кольчуг

даю я напиток,

исполненный силы

и славы великой;

в нем песни волшбы

и жерди целящие,

гальты благие

и радости руны.

6. Руны победы,

коль ты к ней стремишься, —

познай и вырежь

на меча рукояти,

одни для защиты,

одни для захвата,

и дважды пометь

именем Тюра.

7. Руны пива

познай, если хочешь,

чтоб чужая жена

за доверье твоё

не платила коварством.

Нанеси их на рог

и на тыл ладони,

руну Науд - на ноготь.

8. Рог освяти,

дикий лук брось во влагу;

тогда знаю твёрдо,

что никто для тебя

с порчей мёд не смешает.

9. Повивальные руны

познай, если хочешь

защитником быть

и быть в помощь при родах.

На ладонь нанеси их,

Начертай на запястьях,

к дисам взывая.

10. Руны прибоя

познай, чтоб спасать

корабли плывущие!

Руны те начертай

на мачтовой жерди,

на лопатке руля

и выжги на вёслах, —

пусть грозен прибой

и черны валы, —

невредимым причалишь.

11. Целебные руны

для врачеванья

и ран исцеленья

ты должен познать;

на коре и листе

древа, что ветви

клонит к востоку,

вырежи их.

12. Познай руны речи,

если не хочешь,

чтоб деяньями злобы

платили тебе

за ущерб и обиду.

Свей их, сплети их,

Составь воедино

на тинге таком,

где люди должны

творить правосудье.

13. Познай руны духа,

если мудрейшим

хочешь ты стать!

Хрофт [т.е. Один] их прочёл,

Хрофт начертал их,

Хрофт их измыслил

из влаги такой,

что некогда вытекла

из мозга Хейддраупнира

и рога Ходдрофнира.

14. [Он] Стоял на горе

С клинком [меча] Бримира,

увенчанный шлемом;

тогда голова

Мимира молвила

мудрое слово

и изрекла

руны правдивые,

15. те, что украсили

щит, что стоит

пред сияющим богом,

Арвака ухо

и копыто Альсвида

и колесо

то, что вращает

повозку Хрунгрира,

Слейпнира зубы

и саней постромки,

16. лапу медведя

и Браги язык,

волчий коготь

и клюв орлиный,

кровавые крылья

и край моста,

ладонь повитухи

и след исцеляющий,


17. стекло и золото

и удачу людскую,

вино и сусло,

престол желанья,

острие Гунгнира,

грудь коня Грани,

ноготь норны

и клюв совиный.

18. Руны разные

все соскоблили,

с мёдом священным

смешав, разослали, —

у асов одни,

другие у альвов,

у ванов мудрых,

у сынов человечьих.

19. То руны бука,

повивальные руны,

руны пива

и руны волшбы, —

тот, кто постиг их

не перепутав

и не разрушив,

с пользой ими владеет;

пользуйся знаньем

до смерти богов!

Руны в «Речах Сигрдривы»

В «Речах Сигрдривы» упоминаются руны разных типов — к примеру, повивальные руны, руны пива или руны победы. Первыми названы руны победы, которые следует использовать в сочетании с руной Тейваз — знаком Тюра. О рунах победы говорится во множественном числе, а значит, в заклинание победы входило несколько рун. По моему мнению, кроме Тейваз, это были руны Вуньо и Отила. Вуньо связана с волей, а выходить на битву без воли к победе не имеет смысла. Кроме того, Вуньо связывает воинов между собой узами товарищества. Отила же связана с землёй — либо родной землёй, которую следует защитить, либо чужой, которую предстоит завоевать (причиной войны часто становилось стремление захватить новые земли). Вдобавок, Отила — руна Одина, а обычай предписывал перед битвой символически предназначить врага в жертву Одину, метнув копьё над головами вражеских воинов и выкрикнув: «Возьми вас Один!».

Руны пива ( ale ), упомянутые далее в «Речах Сигрдривы», — это Ансуз, Лагуз и Уруз. Они составляют магическое слово « ALU », традиционно наделявшееся защитной силой. Сказано, что руны пива следует знать для того, чтобы тебя не предала чужая жена, которой ты доверился. «Нанеси их на рог // и на тыл ладони, // руну Науд — на ноготь». Это заклинание в помощь распутнику, который не хочет, чтобы открылась его связь с чужой женой. Совет нанести эти руны «на тыл ладони» вполне ясен; что же касается «рога», то не исключено, что это слово употреблено здесь в переносном смысле. А руна Науд (Наутиз), начертанная на ногте, помогает сохранить тайну.

Третье заклинание из «Речей Сигрдривы» даёт защиту от яда. «Рог освяти, // дикий лук брось во влагу». Это заклинание упоминается в «Саге об Эгиле». Герою поднесли рог с отравленным напитком. Он вырезал на нём руны и окрасил их кровью; рог немедленно раскололся и напиток пролился на пол. Чтобы «освятить» рог, следует начертать над ним знак молота и воззвать к Тору. «Дикий лук» — это кеннинг руны Лагуз, одной из рун пива, обладающей, как мы помним, защитными свойствами. Руну Лагуз называли также « logr » или « laukar »; оба эти слова означают как «лук», так и «чародейство». Поэтому резонно будет предположить, что совет Сигрдривы заключался в следующем: над рогом следовало начертать знак молота, на ободе рога вырезать и окрасить кровью руну Турисаз, а руну Лагуз начертать на самом напитке, обмакнув в него палец.

Повивальные руны помогают женщине при родах. Мне представляется, что с этой целью следует использовать Феху, Беркану и Перто. Феху упоминалась в «Речах Высокого» как руна помощи. Беркана — это руна рождения, а Перто по форме напоминает разомкнутую наружу Беркану и, следовательно, символизирует процесс родов. Три эти руны связаны с тремя богинями — Фрейей, Берхтой и Фригг. Их вырезали на ладонях и вокруг запястий роженицы, после чего, крепко сжав её запястья, взывали к альвам. В наши дни разумней будет не вырезать эти руны, а просто нарисовать их краской.

Руны прибоя даруют власть над стихиями. В их число я включила бы Эваз, Лагуз и Райдо. Эваз обозначает коня, а «конь волн» — это кеннинг корабля. Лагуз олицетворяет стихию воды, а Райдо помогает направить судно на верный путь и благополучно привести его в гавань. В это заклинание можно также включить руны Совуло и Тейваз, так как днём мореплаватели ориентировались по солнцу, а ночью — по Полярной звезде. Сочетание рун Эваз, Лагуз и Райдо можно истолковать и в психологическом плане. Море символизирует любую эмоционально напряжённую житейскую ситуацию, так как стихия воды ассоциируется с эмоциональной стороной жизни. В этом смысле «благополучно причалить к берегу» означает вновь обрести власть над своими эмоциями.

Целебные руны, о которых далее сказано в «Речах Сигрдривы», — это, прежде всего, Уруз и Совуло. Можно добавить к ним руну Тейваз (источник энергии) или Эваз (символизирующую, среди прочего, физическое тело).

Руны речи находят применение во всевозможных словесных конфликтах — к примеру, на суде. Чтобы одержать победу в словесном поединке, эти руны следует сплести в узор в таком месте, где люди сходятся вершить правосудие. Главная из рун речи — Ансуз, символизирующая общение. В дополнение к ней следует использовать руны Тейваз, Вуньо и Райдо. Тейваз непосредственно связана с правосудием и богом правосудия, Тюром. По этой причине судебные разбирательства в старину проводили во вторник — день Тюра. Вуньо обеспечит победу, а Райдо поможет отстоять свои права. Совет «свить и сплести их» означает, что руны эти следует объединить в связанную руну и носить её как амулет.

«Руны духа», или «руны мысли», дарующие мудрость, — это, по моему мнению, Кеназ, Манназ, Альгиз и Ансуз. Кеназ — руна знания, Манназ — руна умственных способностей и памяти, Альгиз — знак воззвания к божественной помощи, Ансуз же дарует вдохновение. «Быть мудрейшим» означает обладать мудростью на нескольких уровнях, т.е. не только рациональным знанием, но и божественным руководством или вдохновением. В соответствующей строфе «Речей Сигрдривы» сказано, что Хрофт (т.е. Один) прочёл, вырезал и измыслил эти руны с помощью вод мудрости из головы Хейддраупнира и рога Ходдрофнира. (Это место подробно разъяснено в главе 4.)

Строфы, в которых Сигрдрива рассказывает Сигурду о предметах, на которых были вырезаны руны, до сих пор неясны, и для расшифровки их значения ещё предстоит приложить немало усилий. Приведу один пример в помощь тем, кто захочет провести в этой области самостоятельное исследование. Первый из перечисленных здесь предметов, — «щит, что стоит // пред сияющим богом». Я предполагаю, что этот щит — солнце, а «сияющий бог» — Хеймдалль. В строфе 18 говорится, что все эти руны, некогда начертанные на различных предметах, были затем стёрты, смешаны со священным мёдом и разосланы во все стороны, так что одни достались асам, другие — ванам, третьи — альвам, четвёртые — людям. После того, как Один вырезал эти руны, они переняли качества соответствующих предметов. Можно предположить также, что у каждого класса существ, перечисленных в строфе 18, — свой набор рун. Человечество получило двадцатичетырёхрунный футарк, заключающий в себе все тайны мироздания. Проникнув в руническую мудрость, мы постигнем и эти тайны."

Фрейя Асвинн Мистерии и магия Севера (руны и женская сила) Пер. с англ. Анны Блейз

Кристианна Локен в роли Брунгильды в фильме Кольцо Нибелунгов (2004)

Кристианна Локен в роли Брунгильды в фильме Кольцо Нибелунгов (2004)

"- Напомнило недавно прочитанное о "заложных" покойниках. "Убитого богатыря трудно похоронить так, чтобы он не вставал из могилы... и сами они мучаются посмертным существованием... Посмертной трансформации тел помогали звери и птицы, в словесном искусстве образы падальщиков приобретают символическое значение... на тот свет душа может попасть в том случае, если птицы и звери съедят весь труп до последней косточки".
(Т.А.Новикова, "Эпос и миф". СПб, "Наука", 2001, стр.21, 22,23 (о почитании богатырства))

- Вы совершенно правы. Спасибо за цитату.

- Вот еще. По твоим же лекциям, насколько помню:

Знатоки "Старшей Эдды" хорошо помнят, как Сигурд пришел к валькирии Сигрдриве, которая спала магическим сном в ограде из щитов. Это сказание соответствует русской былине о женитьбе Святогора, невеста которого лежала без сознания в "гноище". Гноище - это забор, за который скидывали тела самоубийц (их нельзя было хоронить в земле)

Известно, что у ряда сибирских народов существовал (возможно, существует до сих пор) обычай не хоронить шамана в земле, а оставлять его тело в специальном "домике смерти", чтобы его склевали птицы.

- Спасибо, Саш. Кстати, нам тут напомнили, что это еще и зороастрийцы, а также тибетцы.


Из переписки на форуме портла Миф - http://mith.ru/cgi-bin/ yabb2/ YaBB.pl?board=mith%3Baction %3Ddisplay%3Bnum%3D1112618 373

Артура Рэкхем. Зигфирд над спящей Брунгильдой

Артура Рэкхем. Зигфирд над спящей Брунгильдой

Артура Рэкхем. Пробуждение Брунгильды

Артура Рэкхем. Пробуждение Брунгильды

Иллюстрации Артура Рэкхема (Arthur Rackham) к либретто цикла опер Рихарда Вагнера "Кольцо Нибелунгов"

Вверх.

На главную страницу.