Варварская энциклопедия: Брант Джозеф, Тайенданегеа, Thayendanegеa

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама: АвтоСпецЦентр - киа в наличии.

Джордж Ромни (George Romney). Портрет Джозефа Бранта, вождя могавков. 1776. Оттава. the National Gallery of Canada

Джордж Ромни (George Romney). Портрет Джозефа Бранта, вождя могавков. 1776. Оттава. The National Gallery of Canada

Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. The Northumberland Estates, Alnwick Castle, Collection of the Duke of Northumberland Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. The Northumberland Estates, Alnwick Castle, Collection of the Duke of Northumberland
Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. New York State Historical Association Гилберт Чарльз Стюарт. Портрет Джозефа Бранта. 1786. New York State Historical Association

"Если Этьен Брюле изменил своей белой расе и перенял стиль жизни индейцев, то индеец Тайенданегеа (Thayendanegеa, Joseph Brant - его христианское имя), наоборот, стремился жить, как белые люди, поощрял индейцев в принятии образа жизни белых людей, хотя в то же время вёл их на войну с белыми. Человек двух культур, в постоянной борьбе с самим собой, у него во всём просматривалась двойственность - два начала, и даже его имя в переводе с могавского обозначало \"тот, кто ставит на двоих\".

Он был высокообразованным человеком, знал английский язык, встречался с Джорджем Вашингтоном, неоднократно бывал в Лондоне. Одни ругали его, другие хвалили, одни восхищались, другие ненавидели. В нём совмещалось много несовместимых вещей - он мог быть милосердным и жестоким, мог появиться в высшем свете с лорнетом, \"как денди лондонский одет\", а через время в перьях и боевой раскраске вести индейцев в атаку.

В Лондоне он был принят в масонскую ложу и масонский фартук (запон) ему вручил ни кто иной, как сам король Георг III.

Джозеф Брант родился в 1742 году. Его родители, принявшие христианство ирокезы, жили в штате Нью Йорк - самом центре британскх колоний на американском континенте. Отец был из племени могавков, мать - из ассимилированных могавками пленённых гуронов. Отец рано умер, и мать вскоре вышла замуж за вождя могавков Бранта. Это улучшило материальное положение семьи, но Джозеф никогда не мог бы стать шахемом (вождь - член совета конфедерации), поскольку у ирокезов статус в обществе наследовался по материнской линии, а бывшие пленные к политической власти не допускались. Он мог стать и стал военным вождём (chief).

Жизнь Джозефа Бранта коренным образом изменилась, когда его старшая сестра вышла замуж за британского Уполномоченного по делам индейцев Вильяма Джонсона (William Johnson). Понимая важность для интересов Британии дружбы с индейцами, Джонсон, благодаря честной торговле и искусной дипломтии, сумел наладить с ними доверительные отношения. Они даже дали ему своё индейское имя: \"тот, кто делает великие дела\". Позднее Джонсона назначили также полковником индейских военных подразделений, и они бок о бок сражались в войнах с Францией за господство Англии в Северной Америке.

Богатый дом Джонсона так поразил 12-летнего Джозефа, что приехав однажды к сестре в гости, он так у них и остался. Говорят, последний дом Бранта был точной копией этого дома. Вильям Джонсон оставался другом и покровителем Джозефа Бранта до конца его дней. Подростком Брант сопровождал его в походах во время франко-индейской войны, которая, по сути, была американским филиалом Семилетней войны между Англией и Францией.

Джонсон способствовал тому, чтобы Бранта приняли в благотворительную христианскую школу для индейских детей в штате Коннектикут. Руководитель школы характеризовал Бранта, как умного, смелого, сдержанного, с покладистым характером и обходительными манерами. Обучение в школе дало Бранту знание английского языка и основ западной литературы и искусства, сделав из него светского человека.

После смерти В. Джонсона управление индейскими делами возглавил его зять, наиболее компетентный в делах с ирокезами, а Брант стал его секретарём. Они оба, вместе с лоялистами, создали в преддверии Американской революции организацию добровольцев по борьбе с сепаратистами. Английское колониальное правительство, конечно, проигрывало по сравнению с французским в либерализме по отношению к индейцам, тем не менее, оно поддерживало на территориях относительное материальное благололучие и имело своей целью постепенное становление единого смешанного государства. Политика же колонистов была более жёсткая, расчитанная на вытеснение индейцев, и их приход к власти Брант расценивал, как полное истребление индейцев. Поэтому в 1775 году он отправился в Лондон выразить свою преданность Британской Короне и получить от английского правительства заверения в лояльности к индейским племенам. Правительство Англии пообещало индейцам земли в Канаде, если они в случае открытого конфликта с колонистами окажут Англии военную помощь. Вернувшись в Америку, Брант начал свою агитационную деятельность - ездил из одной индейской деревни в другую, убеждая индейцев поддержать Британское правительство. Некоторые деревни полным составом переходили на его сторону. Но вожди конфедерации на первом заседании совета, посвящённом назревающему конфликту между Английским Королевством и его колонией, решили в случае войны держать нейтралитет - пусть белые сами решают свои проблемы. Но уже через год, когда стало ясно, что военный конфликт неизбежен, четыре племени из шести решили выступить под руководством Бранта на сторoне англичан, а два других, онейда и тускарора, присоединиться к колонистам.

Во время войны индейское воины под руководством Бранта принимали участие во множестве сражений, одержали много значительных побед; они наводили ужас на противника и продолжали сопротивление даже там, где отступали британские войска. На войне Брант прославился своей храбростью, а от колонистов получил прозвище - \"Монстр Брант\". Война отличалась жестокостью с обеих сторон, что называется была не на жизнь, а на смерть, ведь речь шла об изменении государственного строя. Достаточно сказать, что Брант сжёг свой родной город, потому что его оккупировали колонисты, город, где был дом его родителей, где он сам когда-то жил со своей семьёй. Во многих случаях Брант отрицал свою вину в совершении массовых убийств, и, как выяснилось через много лет, когда страсти улеглись, он был прав. Говорят, он был гуманным, сострадательным и милосерденым к гражданскому населению, особенно женщинам и детям. Один из офицеров армии колонистов сказал, что он предпочёл бы попасть в плен к Бранту, чем к лоялистам или тори.

Поражение в войне Англии накликало на ирокезов ужасные беды - экспедицию Сулливана, которая разрушила их дома и выжгла их земли. При заключении мирного договора между Англией и Америкой в 1783 году вопрос о суверенитете индейцев даже не обсуждался. В 1785 году Брант отправился в Англию во второй раз договориться о возмещении индейцам нанесённого войной ущерба. Правительство Англии в благодарность за помощь во время войны наградило ирокезов землёй в Онтарио: 6 миль по обоим берегам реки Гранд - от истоков до устья, а лично Бранту король Георг III подарил три с половинй тысячи акров земли в заливе Бурлингтон, где он построил свой великолепный дом (теперь Музей Бранта).

Последние годы жизни Джозефа Бранта были посвящены налаживанию жизни резервации в долине реки Гранд, куда за ним последовало около двух тысяч индейцев. Он строил вместе с ними дома, и на том месте, где был их первый посёлок, сейчас находится город Брантфорд. В Брантфорде Английское Королевство построило для могавков христианскую церковь, как символ их союза во время Семилетней войны и Американской войны за независимость.

Это самая старая протестанская церковь в Онтарио и единственная, которая является собственностью Королевского двора в Северной Америке. Ревностный христианин, Брант всю жизнь проповедовал христианство и на склоне лет занялся переводом Библии на могавский язык. Он был трижды женат и только от последнего брака имел семерых детей.

Умер Джозеф Брант в 1807 году, его могила находится рядом с церковью могавков в Брантфорде. На надгробной плите написаны его последние слова: \"Пожалей бедных индейцев. Если имеешь какое-то влияние на сильных мира сего, постарайся использовать его для их блага\". "

Валентина Зелинская. Индейские мотивы в истории Канады

Джозеф Брант, Thayendanegea (1742-1807), вождь могавков, союзник англичан во время Войны за Независимость.

Джозеф Брант, Thayendanegea (1742-1807), вождь могавков, союзник англичан во время Войны за Независимость.

Ирокезы. Чарльз Уильсон Пил (Charles Willson Peale). Портрет Джозефа Бранта. 1797. Independence National Historical Park, Philadelphia

Чарльз Уильсон Пил (Charles Willson Peale). Портрет Джозефа Бранта. 1797. Independence National Historical Park, Philadelphia

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.