Варварская энциклопедия: Архангельский собор Московского Кремля

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Архангел Михаил в сценах жития. Храмовая икона Архангельского собора Московского кремля. 1410-ые годы

Архангел Михаил в сценах жития. Храмовая икона Архангельского собора Московского кремля. 1410-ые годы

Александр Невский. Фреска середины XVII века из Архангельского собора Московского Кремля.
Александр Невский. Фреска середины XVII века из Архангельского собора Московского Кремля.
Московский Кремль в 1700 году. Реконструкция. Новые приказы и Верхние Тайницкие ворота.
Московский Кремль в 1700 году. Реконструкция. Новые приказы и Верхние Тайницкие ворота.
Максим Никифорович Воробьёв. Парад на Ивановской площади в Московского Кремля. 1817
Максим Никифорович Воробьёв. Парад на Ивановской площади в Московского Кремля. 1817
Московский Кремль зимой. После 1898, до 1918 гг. Московский Кремль зимой. После 1898, до 1918 гг.

"Архангельский собор, фасад которого повернут наискось по отношению к Успенскому, находится здесь же, в нескольких шагах от него, и в отношении плана постройки не представляет существенной разницы в сравнении с ним. Это та же система куполов, массивных опор, сияющих золотом иконостасов, византийской живописи, сплошным ковром покрывающей внутренние части здания. Только здесь росписи не на золотом фоне и больше походят на фрески, чем на мозаику. Здесь изображены сцены последнего судилища и даны портреты русских царей с высокомерным и неприветливым выражением лиц.

Здесь же находятся и их могилы, покрытые кашемиром и богатыми, как тюрбаны султанов Константинополя, тканями. Это выглядит просто и сурово. Смерть здесь не разукрашена тонкими цветочными мотивами, как в готическом искусстве, в котором надгробие — удачнейшая тема для украшений. Ни коленопреклоненных ангелов, ни теологических добродетелей, ни символических плачущих фигур, ни святых в сквозных нишах, ни причудливых, увивающих гербы драпировок, ни воинов в доспехах или усопших с головой на мраморной подушке, в ногах у которых лежит заснувший лев, — ничего, кроме саркофага с трупом, покрытого погребальным покрывалом. Безусловно, искусство здесь не присутствует, но религиозное впечатление от этого много выигрывает."

Теофиль Готье. "Путешествие в Россию"

Вверх.

На главную страницу.