Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Ватиканской плакальщицы. Амфора из Вульчи. Сторона А: Эос оплакивает Мемнона. Около 540 года до н.э. Рим, Музеи Ватикана.

Мастер Ватиканской плакальщицы. Амфора из Вульчи. Сторона А: Эос оплакивает Мемнона. Около 540 года до н.э. Рим, Музеи Ватикана.

Источник: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/en/collezioni/musei/museo-gregoriano-etrusco/sala-xix--emiciclo-inferiore--collezione-dei-vasi--ceramica-atti/anfora-attica-del-pittore-della-piangente-del-vaticano.html

"Своеобразие языка Эксекия становится особенно понятным при сравнении его с искусством ближайших предшественников, как, например, мастера Ватиканской плакальщицы. Этому художнику принадлежит широко известная амфора, хранящаяся в ватикане, с изображением Эос и Мемнона. Представлена драматическая сцена, наследница одновременно и древнего протесиса, и мифических сцен ориентализма. Богиня утренней зари Эос скорбит над телом своего сына Мемнона, павшего от руки Ахилла. Она стоит в центре композиции, деля её на две части. Справа - хвойный вечеозелёный лес, на опушке которого лежит погибший; его оцепеневшее тело покоится на таких же вечнозелёных ветвях. Слева - лиственный лес, к деревьям которого прислонены атрибуты умершего: поножи, шлем с высоким султаном, хламида и щит. "Собирание" этих вещей, как мы видели, отражает ритуал реституции - восстановления "вечной" оболочки бога-мужчины, в которой переодически сменяются смертые тела. Богиня-мать, равно как и её древний птичий образ (здесь его представляет ворона), соединяет обе части, смертную и бессмертную, преходящую и вечную.

Древняя идея получает высокий трагический смысл. Действо происходит в пейзажной среде, в безмолвии, на одинокой опушке леса. Смерть сына оплакивает одна только мать: она проливает горькие слёзы и вырывает прекрасные волосы из своей головы. Никто не в силах помочь, никто не воскресит благородного Мемнона. Ритуал возрождения, скрыто присутствующий, остаётся духовно "за кадром". Тело Эос, облачённое в плащ и хитон, подцвечено белой краской, что совместно с пурпурной подцветкой деталей, ещё более оттеняет мрачный - чёрносилуэтный - облик погибшего и придаёт композиции скорбный и торжественный тон."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том I, Стр. 180-181

Вверх.

На главную страницу.