Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер, близкий к мастеру Прономоса. Пелика из Танагры. Гигантомахия. Высота 42 см. Около 410 года до н.э. Афины, Национальный археологический музей

Мастер, близкий к мастеру Прономоса. Пелика из Танагры. Гигантомахия. Высота 42 см. Около 410 года до н.э. Афины, Национальный археологический музей

Источник: http://art-and-houses.ru/2016/11/20/v-moskve-pokazyvayut-bogov-i-geroev/

"Появляются новые персонификации времени, впервые широко введённые в искусство Фидием. Чрезвычайно популярны фигуры светил - Гелиоса, Селены, Эос, Никс, звёзд, причём наряду с их антропоморфными формами всё чаще появляются и "вещные": солнечный диск, лучистая звезда и т.д. Они придают событиям мира новое измерение, замыкают их в большой космологический цикл. Чаще всего эти образы появляются в сценах гигантомахии, вероятно навеянных славой росписи на щите Парфенос, и есть основания думать, что две вазы с такими сценами, обе расписанные в стиле, близком мастеру Прономоса, являются вольным повторением композиции Панеса.

Первый сосуд - это афинская пелика из Танагры, с двухъярусной композицией, аналогичной амазономахии Эсона на упоминавшемся арибалическом лекифе. Но здесь удалось избежать сухости и формализма. Впервые герои предстают не в поединках, а двумя раздельными группами: олимпийцы атакуют сверху, гиганты обороняются снизу. Все герои обнажённые, но имеют при себе плащи, скрывающие контуры тел и обогащающие живописными всплесками мощную пластику фигур. Боги в основном развёрнуты лицами, гиганты - со спины, при некоторых погрешностях в передаче ракурсов фигуры скомпонованы умело: ноги верхних перекрыты телами нижних, и всё сплетается в очень пластичный фриз. Паноплия и детали костюмов переданы богато, со всей возможной тщательностью.

Другой сосуд, фрагментированный неаполитанский каликс-кратер из Руво, представляет две группы противников, разделённых мощной дугой. Внизу, как в чреве матери-Геи, которая не случайно возникает здесь, скрыты гиганты, мифические её сыновья, верх оккупируют олимпийцы - тоже потомки, внуки. Таким образом, схема старая: бой "из-за матери" двух групп сыновей-близнецов. Но трактовка её необычна. Юные гиганты, столпившись у основания мира, ворочают с согбенными спинами огромные камни скалы, в небесах олимпийцы готовы к атаке; конные, они побеждают, в знак чего Гелиос выезжает из Океана; рядом с ним обозначен светящийся солнечный диск. Битвы пока нет: никто не убит и не ранен, но дезинтеграция изображенного говорит о распаде мира на две разные части."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 276-277

Вверх.

На главную страницу.