Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Мастер Амика. Кратер краснофигурный с изображением силенов, играющих с мышью. Южная Италия, Лукания, около 430-420 годов до н. э. Высота 32,5 см.; диаметр устья 36,5 см. Москва, ГМИИ. Инвентарный № II 1б 734

Мастер Амика. Кратер краснофигурный с изображением силенов, играющих с мышью. Южная Италия, Лукания, около 430-420 годов до н. э. Высота 32,5 см.; диаметр устья 36,5 см. Москва, ГМИИ. Инвентарный № II 1б 734

"Самая ранняя из западногреческих школ, луканская, возникла ещё в последней четверти V века до н.э. Существование её и, к сожалению, её одной доказано археологией: были найдены две печи для обжига ваз с фрагметами росписной керамики, принадлежащими, судя по стилю, одна - мастерам Креусы и Долона, другая - мастеру Амика, крупнейшему, наряду с мастером Пистиччи, вазописцу Лукании. Стиль обоих выдаёт определённое родство со стилем двух крупнейших афинских вазописцев высокой классики - мастера Ахилла и Полигнота. Считается, что на мастера второго поколения Долона оказал влияние великий живописец IV века до н. э. Зевкисис, работавший в южноиталийском городе Гераклее. Исчерпала свои силы луканская вазопись около 320 года до н. э.

Представление об этой школе даёт колоколовидный кратер мастера Амика с изображением силенов, играющих с мышью, около 430-420 годов до н. э. Сцена с мышью изображена на передней стороне вазы - на задней представлены три задрапированных юноши в традиционной схеме противостояния. Стереотипность реверса на таких вазах оттеняет сюжетную завязку передней стороны. Здесь изображаются самые разные, мифологические, мифологизированные и ритуальные сцены, иногда с совершенно необычным и даже уникальным сюжетом. К таким сюжетам относится и роспись московского кратера: три силена, крутясь вокруг канделябра, пытаются сдёрнуть с него за хвост белую мышь с золотистыми крапушками - богиню света, возможно эпическую Хрису (Золотую), с которой был связан троадский бог Аполлон Сминфий (Мышиный). Ситуация предстоящего катода богиги, нисхождения её в потусторонний мир овеяна атмосферой возбуждённого, дерзко-тревожного ожидания. Разреженность композиции, отсутствие в ней боковых границ и свободное поле вверху необычны для афинских мастеров этого времен. Здесь, с одной стороны, размывается понятие аттической тектоники (фигуры круглятся, движутся, не закрепляясь прочно в постранстве), а с другой стороны, дышат каким-то новым духом интриги и предпринимательства."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 286-288.

Вверх.

На главную страницу.