Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Эксекий. Амфора из Вульчи. Ахилл и Пентесилея. Около 530-525 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.

Эксекий. Амфора из Вульчи. Ахилл и Пентесилея. Около 530-525 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.

"Эксекий одним из первых поднял многозначительную для греков тему встречи взглядов. Она представлена на амхоре с Ахиллом и Пентесилеей из Британского музея.

Амазономахия - одна из важнейших тем греческого искусства. Победа мужчин над женщинами-воительницами, как говорилось выше, заключала в себе идею переворота древнего космогонического ритуала. Согласно мифам, амазонки убивали мужчин (сыновей-мальчиков отдавали на воспитание соседним народам, а у себя оставляли лишь дочерей, которых воспитывали в таком же воинственном, мужененавистническом духе). В образе амазонки погибает древняя мать, "губившая" своего сына-супруга. Возрождение, вторая часть ритуала, теперь отброшено; остаётся только убийца-мать, которую необходимо устранить. В обществе с мужской ориентацией мать осуждена на смерть. Но древняя мысль о её прошлом ритуальном браке с героем жива. Два наиболее яростных противника матриархального строя, Геракл и Тесей, загадочно связаны с "матерями": Геракл в одном из двенадцати подвигов не убивает амазонку Ипполиту, а лишь отбирает её волшебный пояс (брачный символ у греков); Тесей женится на амазонке Ипполите (или Антиопе); да и и Ахилл под Троей, убивая Пентесилею, в самый момент нанесения ей губительной раны влюбляется в женщину.

Именно этот последний сюжет и избирает Эксекий. Пентесилея, как бывшая "терзательница", показана в пятнистой шкуре хищницы-пантеры. Она уже повержена, но, падая на землю, обращает к Ахиллу умоляющий взгляд. Ахилл, с ног до головы закованный в броню, в шлеме-иаске, как чёрный смерч-смерть, снезапно налетает на белотелую нежную женщину.Без колебаний он вонзает копьё в её грудь. Но их взгляды встречаются. И в душе Ахилла совершается необратимый процесс. Сам того не желая, он убивает любимую женщину.

Эта композиция, изображённая на амфоре типа B (очень похожую на ту, что мастер Амазиса украсил фигурами Диониса и двух менад), не замкнута и картинна. Она держится только спайкой двух персонажей. Но сцена сложно, глубинно построена: здесь и несколько планов (Пентесилея, её копьё, копьё Ахилла, Ахилл, его щит, фон), и трёхчетвертные ракурсы щитов, и тонкие градации чёрного с пурпуром в силуэте Ахилла. Эксекий показал любовь и смерть как трагическое столкновение света и тьмы.

Мастер ощущал, что тема требует более выразительной обрисовки героев и особено лиц. Но в чёрнофигурной технике с чернотой её силуэтов удавалось достичь немногого. Эксекий рельефнее выделяет героев за счёт особой трактовки декора: сочно-элегантной верхней кайме противостоит бесплотный, "ирреальный" узор под ручками. Так же геометрично, не следуя контурам фигур, теперь идут и надписи.

Стремление приблизить миф к реальности, изобразить его конкретное содержание привело Эксекия и его современников к включению в композиции т.н. "имён любимцев" (Lieblingsnamen). Так, на лондонской вазе начертано справа вверху: "Онеторид прекрасен". Онеторид - реальное лицо, красавец юноша из благородной семьи, но зачем появляется его имя на вазе? Красота у греков почиталась божественным даром: кто красив, тот и велик духом, и близок к бессмертным богам. Присутствие имени красавца на вазе (наряду с именами героев и именем мастера) повышает качество жизни, заключённое в её композиции. И, кроме того, вносит современный акцент: конкретный афинянин Онеторид выступает как реальная параллель мифическому герою, тем самым давно прошедшее событие мифа привязывается к новому времени."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 182-183

Вверх.

На главную страницу.