Варварская галерея / Древнегреческая вазопись

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.

Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера. Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.

Берлинский мастер. Амфора из Вульчи. Борьба Геракла с Аполлоном из-за Дельфийского Треножника. Около 500 г.до н.э. Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера.

Источник: http://arthistory.wisc.edu/ah301/16-kleophrades.html

"Пластическая и индивидуальная свобода, которой наделил своих героев мастер Клеофрада, с ещё большей силой проявилось в искусстве в искусстве его современника - Берлинского мастера. Это один из самых элегантных вазописцев Греции. Он предпочитал вазы цельных, слитных форм, таких как вазы - наследницы Эксекиевых амфор типа А. Его содержательной стихией были мифы, и он первым отказался от фабулы, выявляя смысл события через отдельные фигуры и их атрибуты.

Так, на амфоре из Вюрцбурга с Гераклом и Аполлоном он представляет на одной стороне Геракла с отобранным у Аполлона треножником, на другой - Аполлона. Действо распадается на два смысловых знака. Разъединённые мастером, герои символически стремятся друг к другу, но застывают в этом вечном движении, потому, что зрительне может видеть одновременно обе стороны вазы. Сосуд как древние критские или архаические коринфские вазы, нужно постоянно вращать.

Герои Берлинского мастера не только свободно движутся. Они вообще не живут ни в какой среде, свободно паря в пространстве, не ограниченном рамками (порой нет и подставок под ногами фигур). Геракл и Аполлон почти слетают с поверхности вазы, оставляя её сверкающей своей чернотой. Тела построены мастерски, с лёгким налётом архаизмов.Так, наклон головы Геракла в противоположную сторону и "свастиковидная" позиция рук отдаёт стариной. Но при этом трактовка торса и ног "главными" чернолаковыми линиями выдаёт большой профессионализм, а изображение правой ноги в сложном ракурсе, сочетающем трёхчетвертной и фронтальный аспекты, просто блестящё. При этом, как у всех аттических мастеров, фигура строго тектонична: мощные ноги Геракла несут его более лёгкий торс, окружённый целым рядом "героических" вещей, выписанных с той же тчательностью и так же мастерски, как и фигура: "ушастый" треножник, палица с декоративными узелками, львиная шкура, мягко пройденная разжиженным лаком и отмеченная рядом сильных акцентов: когти, грива, клыкастая пасть."

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Геометика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том I, Стр. 223-224.

Вверх.

На главную страницу.