Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Зевс, похищающий Ганимеда. Терракота. Высота 1,10 м. Около 470 года до н.э. Олимпия, музей

Зевс, похищающий Ганимеда. Терракота. Высота 1,10 м. Около 470 года до н.э. Олимпия, музей

"Говоря о греческой пластике, мы почти не касались терракот - изделий ремесла, по-своему чрезвычайно интересного. В ряде случаевa фигурки изготовленные из обожжённой глины и раскрашенные, достигают высот большого искусства, и один из таких памятников нам хотелось бы здесь привести. Это большая терракотовая группа с Зевсом и Ганимедом из Олимпии, ок. 470 г. до н.э. Назначение её не ясно - судя по всему, она не могла быть акротетерием храма. Структура памятника основана на сугубо "строгой" антитезе: старший, большой, бородатый, одетый бог несёт на руках младшего, маленького, безусого, обнажённого смертного мальчика. Определённые признаки архаизма - резкий контраст масштабов фигур, причёски буклями и "архаические улыбки" - стираются общим впечатлением слитости двух фигур. Зевс несёт Ганимеда, сына троянского царя Лаомедонта (за которого, согласно мифам, он заплатил богатый выкуп), прижимая его к себе вместе с дорожной палкой, а Ганимед, в свою очередь, прижимает к себе петуха (дар Зевса). Этот похищенный или купленный мальчик - будущий виночерпий богов, взятый на небо Зевсом ради его красоты. Иконография группы отражает идею вознесения, происходящего по воле отца. Спресованность героических атрибутов и форм (Зевс - посох - Ганимед - петух) отдаёт стариной, но широкий шаг бога, подчёркнутый смелой проработкой одежды, сообщает группе строгость. Утверждается новая мысль о возможности обожествления человека. Наличие в группе петуха - солнечной птицы, символа победы дня над ночью, жизни над смертью - сообщает группе смысл триединства: матери-птицы (здесь заменённой зооморфным предком отца), самого отца и сына (идея композиции впоследствии даст жизнь образу христианской Троицы."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 89-90.

Вверх.

На главную страницу.