Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистическая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Статуя Афродиты. Венера Милосская. Около 120 до н.э. Лувр

Статуя Афродиты. Венера Мелоская. Около 120 до н.э. Лувр

"Венера Милосская (Мелоская)" — знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма ( мраморный оригинал , а не копия , как считалось ранее; ок. 100 или 130 до н. э.). Изображает полуобнаженную богиню Афродиту. Статуя найдена в 1820 г. крестьянином на своем поле разбитой на две части. Это произошло на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море, на юго-западной оконечности Кикладского архипелага. Этот остров в архаическую эпоху был заселен дорийцами, выходцами из Спарты (см. мелийские рельефы). Руки статуи так и не были обнаружены, предполагают, что в левой руке богиня держала яблоко, эмблему острова Мелос. Высота статуи 202 см. На цоколе есть частично сохранившаяся сигнатура мастера Александра из Антиохии, города в Малой Азии. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Это выдающееся произведение было приобретено французским послом и в 1821 г. подарено королю Людовику XVIII. Так оно оказалось в Париже, в Лувре. Холодное, бесстрастное лицо Венеры выражает отвлеченную, идеальную гармонию. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике века Перикла (см. античный классицизм ; "Перикла век"). Именно это обстоятельство ввело в заблуждение французского историка искусства С. Рейнака. На попытки датировать статую поздним временем Рейнак отвечал: "Я лично убежден, что она по меньшей мере тремя веками древнее". Французский историк считал ее изображением богини морей Амфитриты с утраченным позднее трезубцем в вытянутой левой руке, статуей школы Фидия, времени строительства Парфенона (середина V в. до н. э.). Доказательство: "Она сильна и спокойна. Ее красота состоит в благородной простоте" 1. Однако тема полураздетой фигуры, чувственная, натуралистическая лепка торса и неустойчивость позы, нарушение равновесия, заметное при взгляде в фас и особенно в профиль , с правой стороны, свидетельствуют о более позднем происхождении. Искусство II в. до н. э., когда создавалась "Венера Милосская", отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности . Тот факт, что статуя составлена из двух кусков мрамора с атектоничным (не связанным с формой) прохождением шва, а также прием отдельно прикрепленных на штифтах рук (что послужило главной причиной их утраты), резкий контраст фактуры обнаженной и задрапированной частей — все это отражает тенденцию к дробности и натуралистичности искусства позднего эллинизма. Характерны необработанность статуи со спины и нарушение пропорций (слишком большая стопа и маленькая голова). Тем не менее из-за натуралистичности и чувственности именно это произведение стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты античного искусства .

1 Рейнак С. История искусств (Аполлон). М. Л., 1938. С. 60.

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.

Венера Милосская

Венера Милосская

Вверх.

На главную страницу.