Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Крито-микенский период, Геометрика, Архаика, Ранняя классика, Высокая классика, Поздняя классика, Эллинизм

Бафикл из Магнезии на Меандре. Трон Аполлона в Амиклах. Около 550 года до н.э. Реконструкция Антуана-Кризостома Катрмер-де-Кенси (Quatremere de Quincy; Le Jupiter Olympien ou i'l Art de la sculpture antique considere sous un nouveau point de vue, Paris, Firmin Didot, 1814.).

Бафикл из Магнезии на Меандре. Трон Аполлона в Амиклах. Около 550 года до н.э. Реконструкция Антуана-Кризостома Катрмер-де-Кенси (Quatremere de Quincy; Le Jupiter Olympien ou i'l Art de la sculpture antique considere sous un nouveau point de vue, Paris, Firmin Didot, 1814.). Источник.

"Вероятно, монументальные каменные скульптуры спорадически стали появляться уже в эпоху ориентализма. Прежде в качестве культовых образов служили деревянные идолы-ксоаны и агалмы, которые освящались традицией ("упали с неба") и, если не погибали в драматические моменты истории, хранились вплоть до полной изнашиваемости. Архитектурный и в целомситуационный контекст, в котором пребывали древнейшие изваяния богов, нам сейчас не известен. Уникальные сведения об одном архаическом культовом образе донёс только Павсаний, описавший статую Аполлона в Амиклах и её знаменитый "трон", сделанный ионийским художником Бафиклом, выходцем из Магнезии на Меандре.

Статуя вместе с троном представляла своего рода святилище: архаичный ксоан вооружённого бога, сделанный из дерева, был поставлен на сиденье огромного мраморного трона со спинкой, нижняя часть которого представляла собой закрытую часовню-гробницу, куда вела специальная дверь. Там почитали критского бога-цветка Гиакинфа, которого Аполлон, состязавшийся со своим любимцем в метании диска, случайно сразил (летом, в дни солнцестояния). Олимпийский Аполлон стал уживаться в древнем святилище, располложенном неподалёку от Спарты, со смертным минойским догреческим богом, сделавшись здесь таким же близнецом, каким он был в Дельфах для Диониса. Двухъярусное святилище чётко дифференцировало низ и верх - гробницу и стоящего на сиденье бога (идея трона чисто ориентальная); так на амиклейском празднике Гиакинфии за днём траура и поста в честь погибшего бога-цветка наступал день радостного веселья: Гиакинф возрождался в Аполлоне. Трон был богатейшим образом украшен разнообразными фигурами и рельефами. Они дают представление о много ликом и всеобъемлющем космосе, все составные части в котором "рядоположены" и объединяются только их общим смыслом, констркуцией трона и вертикалью божетвенной статуи.

Мать-трон со своими двумя близнецами, смертным и бессмертным, и разделяла, и соединяла их, но о древнем божественном смысле гиакинфа говорили рельефы: на одном из них, помещённом на гробнице, было показано введение Гиакинфа на Олимп - тема, восстанавливающая смысл бога, превращённого в героя олимпийской религии.

Назначение дошедших до нас архаических статуй мало известно: некоторые из них были надгробными, как то подтверждают эпитафии и данные археологии, другие могли быть культовыми и посвятительными.

Эволюция пластической формы от геометрики к ориенталистике хорошо прослеживается, и всё же появление монументальных фигур в середине VII века до н.э. кажется чудом. Как бы ни были похожи архаические фигуры греков на египетские - строго фронтальные, с прижатыми к телу руками и выдвинутой вперёд левой ногой, - духовно их разделяет бездна. Египетские изображения людей никогда не создавалис для света: их обитель - гробница или заупокойный храм. Над ними всегда неощутимо реет тень трансцендентного мира; образы лишены индивидуальной воли, характера, жизненной силы. Они живут только в заупокойной среде с иным ритмом бытия (направленным, в отличии от реального, от смерти к жизни), неотъемлемые от ритуальных действ и звучащего слова и. главное, немыслимые вне мёртвого тела - органической, материальной субстанции, на посмертную реституцию которой и направлено это искусство.

У греческих "идеальных людей" было одно преимущество: они оседали в реальном мире и надолго переживали своих творцов. К однажды созданным статуям прибавлялись всё новые, и с постоянным умножением их они стали составлять своего рода противовес миру реальному - социуму. "Параллельный мир" художественных образов имел много общего с потусторонним, да. собственно, в истоках и был таков: ведь именно царство мёртвых, Аид, обладал "самым многочисленным народом". Только в Аиде были души и тени - эйдолоны, а здесь их бессмертные образы, облачённые в вечную каменую плоть. С тех пор как геометрика вывела искусство "на белый свет", оно стало жить вполне человеческой жизнью. В VI веке до н.э. появились изображения в камне и в натуральный рост; "идеальные люди". очень похожие на реальных и находившиеся в их среде, стремились занять с ними в космосе равное место. Их почитали, как богов, в них влюблялись, их сбрасывали с пьедесталов или увечили, они тоже могли умирать, и для них в таком случае совершали человеческий погребальный обряд - заворачивали в богатый покров и хоронили в земле.

Архаический идеал - это молодой и пркрасный бог (или богиня), находящийся на пороге своего выхода во "взрослый" мир - реальный, деятельный. творческий. В нём отражается идея полного созревания плода во чреве матери, который уже готов выйти на свет, но пока не решается сделать последний шаг и продолжает оставаться внутри. Для его позы характерно прямостояние - знак жизни, отражённый в таких ритуальных эпитетах. как Ортия, Ортос. Оно не означает полной застылости - уже в малых геометрических статуэтках из бронзы. глины и кости пробуждалось желание двигаться, действовать энергично, подчиняясь закону тектоники. Теперь это свойство отражается в полной мере - в кменных и бронзовых статуях монуметальных размеров. Призыв к выходу в жизнь встречает в образах симпатический отклик: они начинают улыбаться - сначала робкой, а потом всё более смелой "архаической улыбкой".

Мужской ритуальный образ в архаике доминирует, но к концу VI века до н.э. набирает силу и женский, и в пропорциональном отношении мужские и женские статуи - куросов (юношей) и кор (девушек) - становится практически равными. Образы женщин и мужчин разделяет глубокая пропасть: мужчины часто обнажены - женщины, как правило одеты, мужчины нередко женоподобны, женщины почти всегда - мужеподобны. Эти два рода людей словно только что отделились друг от друга в акте космогенеза и продолжают сохранять признаки андрогинизма: мужчины - с покатыми плечами и округлыми бёдрами, женщины, напротив, узкобёдрые и с борцовскими плечами. Это уже было видно на вазах, но в скульптуре процесс субстантивации мужского и женского проходит гораздо нагляднее.

Мало-помалу дерево и редкая кость вытесняются из скульптуры мрамором, которым Греция исключительно богата. Сероватый, с тёмными прожилками мрамор добывали на острове Наксос; белый, как сахар, крупнозернистый, сияющий - на острове Парос;желтовато-белый, с красивой золотистой патиной, бупевшей со временем вплоть до пурпурного цвета, - на горе Пентеликон в окрестностях Афин; и там же, на горе Гиметт, добывали пёстрый, с прожилками, гиметский мрамор. "

Источник: Акимова Л.И . Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. Стр. 184.

Вверх.

На главную страницу.