Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Лисипп. Апоксиомен. Мраморная римская копия греческого оригинала из бронзы около 330 года до н.э. Рим, Музеи Ватикана.

Лисипп. Апоксиомен. Мраморная римская копия греческого оригинала из бронзы около 330 года до н.э. Рим, Музеи Ватикана.

Одна статуя Лисиппа дошла в несомненой копии. Это его Апоксиомен - атлет, очищающий стригилем тело после состязаний. Фигура Лисиппа, увезённая в Рим, долгое время стояла перед термами Агриппы. Статуя построена более органично, чем фигура Агия, хотя чувствуется развитие той же пластической линии. Тема "преждевременно" возникшая в раннеклассическом искусстве, как говорилось в связи со стелой из Дельф, теперь находит закономерное решение. Очищение тела от грязи - не самое героическое деяние. Это постфактум атлетической деятельности, занятие сколь низменное, столь и символическое, уже самим наличием стригеля (варианта серпа ) напоминающее о разделении космического тела и хаотической грязи. Атлет "космизирует" себя, стоя в энергичной позе и опять как бы переминаясь с ноги на ногу, колеблясь, внутренне двигаясь с определённым ритмом. Он идёт не из глубины наружу, как то было в Дорифоре Поликлета, а двигается вправо-влево, как маятник часов, и при этом, далеко протянув руки вперёд, смыкает их перед собой, образуя невидимую преграду между собой и зрителем. Такая преграда, параллельная передней плоскости фигуры, создавалась и у Артемиды из Габий Праксителя, и у его же Афродиты Книдской (движение руки, прикрывающей лоно). Но здесь, в типичной для мастера центробежной структуре, обе руки смыкаются перед телом, очень решительно, отрезая перед собой пространство, в которое нет доступа "прохожему". Апоксиомен окончательно сформировал свой микромир и полностью обособился от зрителя. У него нет главной точки зрения - статуя требует кругового обхода.

Лицо атлета утратило черты героики, в нём появилось нечто простецкое, мирское. Он не смотрит на свой скребок, на свои протянутые руки, он смотрит поверх голов, а его причёска с индивидуальным хохолком на темени тоже заявляет о праве на независимость, праве быть неприбранной, стихийной - до неё космесис как бы не дошёл, застыв на уровне рук. Всё в этом атлете индивидуальнее, естественнее и проще, чем то было прежде: и жилистые ноги, и сама поза, далеко не героическая при всей её многозначительности, и особенно выражение лица, будничное и лишённое просветлённости. .


Источник: Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 348-349.

Бронзовая копия Апоксиомена на Гранитной террасе («террасе Руска») в Царском Селе.
Бронзовая копия Апоксиомена на Гранитной террасе («террасе Руска») в Царском Селе.
Академический рисунок головы Апоксиомена из методического пособия "Образцы рисунков" (вечерние подготовительные курсы МАрхИ). Академический рисунок головы Апоксиомена из методического пособия "Образцы рисунков" (вечерние подготовительные курсы МАрхИ).

Вверх.

На главную страницу.