Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Памятник Лисикрата в Афинах. Мрамор. около 334 года до н.э.

Памятник Лисикрата в Афинах. Мрамор, около 334 года до н.э.

Реклама:

"Особый случай гробницы-храма представляет известный Памятник Лисикрата, ок. 334 г. до н.э., одно из немногих архитектурных сооружений Афин, до сих пор находящихся в городе. В это время целая серия построек заказывалась икрат был хорегом, на свои средства подготовившим хор мальчиков для выступления на празднике в честь Диониса (обычно драмы ставились на Великих Дионисиях). Хоры состязались между собой, и победитель получал в награду бронзовый треножник. Награды были почётными и выставлялись на всеобщее обозрение, в том числе и в "стационарных" зданиях, каким был Памятник Лисикрата. В Афинах улица Треножников, на которой экспонировались награды такого рода, была одной из центральных - она примыкала к театру Диониса, устроенному на юго-восточном склоне Акрополя.

Треножник Лисикрата, ныне утраченный, венчал собой высокий многоярусный постамент: на кубическом цоколе из тёсаного мрамора, шершаво обработанном и увенчанном поверху узкой полоской пёстрого гиметтского мрамора, стоит полый цилиндр из пентелийского мрамора, с лёгкой конической кровлей, на вершине которой и был поставлен треножник. Памятник Лисикрата напоминает малоазиатские гробницы-храмы в варианте "Львиной гробницы" книдян, но с более изящными пропорциями, с заменой центрального кубического тела цилиндрическим и с богатым скульптурным декором. Верхняя часть его цилиндра в районе капителей украшена изящным рельефом с изображением парных треножников. На фризе показана дионисийская сцена - фон его полупустой, с разобщёнными фигурами. По верху кровли, над богатой порезкой "черепицы" (антаблемент и кровля выполнены каждая из цельного блока камня) вздымаются дельфиньи хвосты, а в центре, по типу сложного ствола канделябра, высится растущая кверху, почти флоральная форма постамента для треножника. Таким образом, треножник, будучи родствен "вещным" формам типа статуи льва на книдской гробнице или квадриги Мавсола, воспринимается как образ бога в вещном образе (антропоморфная форма Диониса осталась на фризе, где представлен миф о тирренских разбойниках; зооморфная, дельфины, - на кровле ниже). Памятник Лисикрата выступает гробницей, в которой Дионис переходит от смерти к жизни, о чём, собственно, и повествует фриз.

Тип гробницы-храма в варианте чисто экстерьерной постройки выполняет символическую функцию, представляя победу в хорегических состязаниях как вариант победы бога над смертью. Так треножник, древняя ритуальная вещь, в которой варили мёртвого бога и которая составляла центр архаических ритуалов, теперь становится чистой идеей, освобождаясьот связей с тяжёлым материальным контекстом (растерзание и поедание бога-жертвы)."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 318-319.

Реклама:

"Это единственный монумент такого рода, дошедший до нас. На его кровле был установлен треножник, награда, которой был удостоен афинский гражданин Лисикрат за выступление хора на празднике Диониса.ителю хора мальчиков выставлялась на улице Треножников, где победители творческих состязаний демонстрировали свои награды.

Мраморный памятник датируется примерно 334 г. до н.э. Это – один из самых известных ранних образцов коринфского ордера.

Памятник Лисикрата сейчас стоит в центре небольшого тенистого сквера.

Его реконструкцию в натуральную величину можно увидеть среди слепков в Греческом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина:

Реконструкция памятника Лисикрата в ГМИИ

Ордерные детали памятника самым внимательным образом изучались многими историками архитектуры. Благодаря их прорисовкам и реконструкциям можно представить себе декор монумента. В верхней части интерколумниев, между капителями, помещается изображение треножников. На фризе размещаются дионисийские сцены. На кровле находились дельфины, которые были одним из зооморфных воплощений Диониса.

Реконструкция памятника Лисикрата

Выставка в Британском музее открывает глаза на реальную жизнь памятника. Он дошел до нас только потому, что долгое время был частью совершенно другого здания. При строительстве капуцинского монастыря в конце XVII века его не разрушили. Он стал своеобразным украшением лапидарной постройки.

Памятник Лисикрата как часть стены монастыря

Еще интереснее рисунок с изображением монастырского интерьера: Памятник Лисикрата в качестве монашеской кельи выглядит неплохо! Особенно с дионисийскими сценами над входом. Смотрится как сцена постоянного искушения святого отца."

Памятник Лисикрата как монашеская келья.

Источник: http://cicerone2007.livejournal.com/90733.html

Вверх.

На главную страницу.