Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

"Мальчик Крития". Мрамор. Около 480 года до н.э. Афины, Музей Акрополя.

"Мальчик Крития". Мрамор. Около 480 года до н.э. Афины, Музей Акрополя.

"Иным, лирическим духом проникнута статуя мальчика, найденная на афинском Акрополе и приписываемая Критию. Мальчик Крития (Kritiosknabe), ок. 480 г. до н.э., с одной стороны, выглядит как курос, с другой - преодолевает барьер, который мешал архаическим юнощам быть естественными и нескованными. Сохранив старую схему спокойно стоящей обнажённой фигуры, Критий избрал более юную модель - несколько угловатого, ещё не вполне оформившегося мальчика; она останется одной из любимых в ранней классике, напоминая человеку о наивной детскости, о связях с домом, семьёй и матерью. Мальчик Крития, как и прочие "мальчики" строгого стиля, - это дети на грани выхода из лона семьи в мужской мир, на грани одной из первых своих инициаций (согласно Солону, это должен быть возраст в два семилетия, т.е. 14 лет). И соответственно, образ становится уже не монументальным, а камерным, небольшим.

Мальчик стоит перед зрителем, выдвинув вперёд правую ногу, слегка повернув голову в сторону опорной ноги. Жёсткость разграничения отдельных частей тела и их функций снимается, и формы начинают плавно перетекать друг в друга; "рядоположение" частей уступает место органической слитности. если лица ранних куросов озарялись улыбкой, надмирной и ослепительной, то Мальчик Крития не имеет сколько-нибудь выраженного эмоционального тонуса: он просто легко и спокойно стоит перед зрителем, демонстрируя свою свободу и юную грацию. Его духовный строй ещё не приобрёл "строгости".

У мальчика новый тип лица: низкий лоби тяжёлый подбородок, прямой короткий нос - уже не столь выдающийся вперёд, как в архаике; большие глаза, подчёркнутые массивными веками. Лицо не является совокупностьюотдельных черт и становится более обобщённым; исчезает противоставление двух главных составных фигуры - головы и тела. Изысканные архаические причёски уходят в прошлое - в моду входит прилегающая, обрисовывающая структуру черепа: она состоит из гладко зачёсанных прядей, от макушки на лоб, виски и затылок, подвёрнутых валиком под ленту (или же заплетённых в косу) и венчающих голову. У Мальчика Крития прерывистый валик, состоящий из отдельных блоков волос - кажется, что на голову натянута плотная шапочка с меховой опушкой. Опять, как у Аристогитона (и отчасти Гармодия) голова членится на две различные по характеру части: волосы-оболочку и содержимое-лицо. "

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Том II, Стр. 79-80.

Вверх.

На главную страницу.