Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Геракл Фарнезе. Римское мраморное повторение III века н. э. по бронзовому оригиналу скульптора Лисиппа

Геракл Фарнезе. Римское мраморное повторение III века н. э. по бронзовому оригиналу скульптора Лисиппа . Неаполь, Национальный музей.

Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе Академический рисунок гипсового слепка головы Геракла Фарнезе
Хендрик Гольциус. Статуя Геркулеса Победителя. Около 1591.  Хендрик Гольциус. Статуя Геркулеса Победителя. Около 1591. 
Джованни Паоло Панини. Древнеримские руины. Лиссабон, Museu Nacional de Arte Antiga. Джованни Паоло Панини. Древнеримские руины. Лиссабон, Museu Nacional de Arte Antiga.
Джованни Паоло Панини. Архитектурный пейзаж со статуей Геркулеса Фарнезского Джованни Паоло Панини. Архитектурный пейзаж со статуей Геркулеса Фарнезского
Джованни Паоло Панини. Каприччио с Пантеоном, храмами Сатурна и Портуна, базиликой Максенция и обелиском Августа. Частное собрание Джованни Паоло Панини. Каприччио с Пантеоном, храмами Сатурна и Портуна, базиликой Максенция и обелиском Августа. Частное собрание
Копия Геркулеса Фарнезского на Камероновой галерее в Екатерининском парке Царского села Копия Геркулеса Фарнезского на Камероновой галерее в Екатерининском парке Царского села.
Герберт Лист. Неаполь. Флирт с Геркулесом Фарнезским. 1961 Герберт Лист. Неаполь. Флирт с Геркулесом Фарнезским. 1961
Угольный рисунок головы статуи Геракла Фарнезского. Toronto Academy of Realist Art. Угольный рисунок головы статуи Геракла Фарнезского. Toronto Academy of Realist Art.

Геракл Фарнезе — самый известный тип статуи, изображающей древнегреческого героя Геракла, отдыхающего после поединка с Немейским львом, — левой рукой он опирается на палицу с накинутой на нее шкурой убитого льва. Сохранилось 25 мраморных реплик римского времени, восходящих к древнегреческому бронзовому оригиналу работы скульптора Лисиппа из Сикиона (ок. 320 г. до н. э.). Одна из реплик хранится в Национальном музее в Неаполе, она происходит из собрания Палаццо Фарнезе в Риме, отсюда — название. Статуя найдена в 1546 году в Риме при раскопках, организованных Папой Римским Павлом III (Александром Фарнезе, 1534—1549), в термах Каракаллы. На базе статуи — сигнатура (надпись), сообщающая, что ее выполнил скульптор Гликон из Афин (начало III в. н. э.). Другая античная реплика находится в парижском Лувре. На повторении из Флоренции можно прочесть надпись, свидетельствующую об авторе оригинала — Лисиппе. Известно также, что около 440 г. до н. э. статую Геракла создал Поликлет из Аргоса. В Герайоне на о. Самос рядом с фигурами Зевса и Афины на одном постаменте стояла статуя Геракла 1. Предполагается, что ее фрагмент — голова Геракла, хранящаяся в Британском музее в Лондоне, относится к этой группе. Страбон также сообщает, что в г. Таренте, в Южной Италии, основанном жителями Мессении, на Акрополе находилась колоссальная бронзовая статуя Геракла работы Лисиппа. Римский диктатор Фабий Максим около 210 г. до н. э. увез эту статую в Рим и водрузил ее на Капитолии 2. По другим данным, статуя Геракла оставалась на месте, а в 325 г. н. э. перевезена императором Константином I в Византий (с 330 г. — Константинополь). Далее о ней ничего не известно. Другой, близкий тип стоящей фигуры Геракла, правой рукой опирающегося на палицу, а в левой держащего шкуру льва, восходит к оригиналу скульптора Мирона, созданному им для жителей Мессены (середина V в. до н. э., вероятно, эта статуя и находилась в Герайоне на Самосе). Геракла Мирона много раз повторяли на медалях и в небольших статуэтках. Тип, созданный Лисиппом (насколько можно судить по позднейшим повторениям), отличается гипертрофированной мускулатурой и диспропорциями — маленькой головой и огромной левой рукой — нарушениями гармонии, типичными для кризисного периода поздней классики и начала эллинизма (сравн. Апоксиомен; "Фарнезский бык"). В 1787—1788 гг. в Петербурге в литейной мастерской Академии художеств по модели скульптора Ф. Г. Гордеева, использовавшего хранившийся в Академии слепок с Геракла Неаполитанского музея, отлили из бронзы фигуру "Геракла Фарнезского". Вместе со статуей Флоры фигура Геракла была установлена на пилонах лестницы галереи в Царском Селе, возведенной по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона и названной позднее Камероновой галереей. В правой руке, за спиной, Геракл держит яблоки Гесперид. В 1799 г. распоряжением императора Павла I, стремившегося уничтожить Царское Село, напоминавшее ему о матери, Екатерине II, статуи Геракла и Флоры перевезли в Петербург и установили перед северным фасадом Михайловского замка. Позднее, при императоре Александре I, в 1808 г. их вернули на место, в Царское Село, а у Михайловского замка были поставлены гипсовые копии. В 1997 г. эти копии заменили новыми бронзовыми отливками. Колосс (увеличенная реплика) Геракла Фарнезского находится в парке г. Касселя (Германия).

1 Страбон. География. М.: Ладомир, 1994. С. 596 (XIV, 1:14).

2 Там же. С. 256 (VI, 3:I).


Источник: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009

Якоб Бос. (Родился около 1520, работал в 1549-1580 годах) Геракл Фарнезский. Гравюра опубликована Антонио Лафрери.

Якоб Бос. (Родился около 1520, работал в 1549 - 1580 годах) Геракл Фарнезский. Гравюра опубликована Антонио Лафрери.

Вверх.

На главную страницу.