Варварская галерея / Древнегреческая скульптура

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Реклама:

Скопас. Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея. Амазономахия. Около середины IV века до н.э. Британский музей.

Скопас. Амазономахия. Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея. Около середины IV века до н.э. Британский музей.

"К зрелым работам, кроме тегейских скульптур, принадлежат рельефы Скопаса, созданные для Галикарнасского мавзолея, над которым работали, согласно Плинию, четыре греческих мастера - Скопас, Тимофей, Бриаксид и Леохар. Скопасу уверенно приписывают сохранившиеся плиты восточной стороны, увидевшие свет благодаря одной из самых ранних научных археологических экспедиций в Европе, британской, работавшей ещё в середине XIX в. Рельефы отличаются от прочих строго-конструктивным построением. На известной плите, где грека атакуют две амазонки, конная и пешая, поражает пустота обширного пространства и строгая чистота рисунка. Фриз заполнен редкими фигурами, построенными по диагоналям, и производит впечатление почти каркасной схемы; Галикарнасские рельефы Скопаса обнаруживают архитектурно-конструктивный дар ваятеля. Вместе с тем эта кажущаяся схема наполнена бурлящими потоками страсти. Грек, обнажённый и почти фронтальный, отклонившись в сильном ракурсе, прикрывается щитом от стремительно наступающей воительницы. Её короткий хитон резко натянут между ног, тяжёлый плащ от сильного движения реет на ветру двумя скрещенными массивными концами.

С другой, левой амазонкой, эта группа могла бы превратиться в застылую "геральдическую формулу", поскольку движение взбесившейся лошади симметрично наклону правой женщины. Но Скопас разбивает впечатление и симметрии и геральдики, и диагонально-параллельной сетки тел, хотя последний принцип господствует во всех рельефах Галикарнасской амазономахии и явно продиктован общей программой скульптурного декора. Скопас переключает взгляд зрителя от эпизода поединка на фигуру конной амазонки, сидящей задом наперёд . Жаль, что у всех этих фигур отбиты конечности - утрачены тонкие связи, посредством которых завершалась общая пластическая канва."

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007. Стр. 334-335.

 

Реклама:

 

Вверх.

На главную страницу.