Варварская галерея / Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Богородица Владимирского собора

Виктор Михайлович Васнецов. Богородица Владимирского собора

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Один в поле воин

Виктор Михайлович Васнецов. Один в поле воин

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет. 1873

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет. 1873

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Гамаюн - птица вещая

Виктор Михайлович Васнецов. Гамаюн - птица вещая. 1898

Виктор Михайлович Васнецов. Богородица Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895

Виктор Михайлович Васнецов. Богородица Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Виктор Михайлович Васнецов. Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Виктор Михайлович Васнецов. Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Картины Васнецова. Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола. 1914

Виктор Михайлович Васнецов. Архангел Михаил повергает дьявола. 1914

Виктор Михайлович Васнецов. Святой Александр Невский. Эскиз иконы для Владимирского собора 1885-1893

Виктор Михайлович Васнецов. Святой Александр Невский. Эскиз иконы для Владимирского собора 1885-1893

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Ковёр самолёт

Виктор Михайлович Васнецов. Ковёр самолёт. 1880

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный

Виктор Михайлович Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Витязь на распутьи

Виктор Михайлович Васнецов. Витязь на распутьи. 1882

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Алёнушка

Виктор Михайлович Васнецов. Алёнушка. 1881

Виктор Михайлович Васнецов. Этюд к картине "Алёнушка". 1881

Виктор Михайлович Васнецов. Этюд к картине "Алёнушка". 1881

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Снегурочка

Виктор Михайлович Васнецов. Снегурочка. 1899

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Богатырский скок

Виктор Михайлович Васнецов. Три богатыря. 1881-1898

Виктор Михайлович Васнецов. Витязь на коне. Богатырь. 1878. ГТГ

Виктор Михайлович Васнецов. Витязь на коне. Богатырь. 1878. ГТГ

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали

Виктор Михайлович Васнецов. Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали. 1896

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке

Виктор Михайлович Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. 1889

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Баян

Виктор Михайлович Васнецов. Баян. 1910

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Богатырский скок

Виктор Михайлович Васнецов. Богатырский скок. 1914

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Бой со змеем

Виктор Михайлович Васнецов. Бой со змеем

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем 1913-1918. Дом-музей Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем 1913-1918. Дом-музей Васнецова

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Битва славян со скифами

Виктор Михайлович Васнецов. Битва славян со скифами

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Царевна Лягушка

Виктор Михайлович Васнецов. Царевна Лягушка. 1901-1918

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Спящая царевна

Виктор Михайлович Васнецов. Спящая царевна. 1900-1926

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Царевна Несмеяна. Музей Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов. Царевна Несмеяна. 1914-1926. Дом-музей Васнецова

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. Бой со змеем

Виктор Михайлович Васнецов. Гусляры. 1899. Пермская государственная художественная галерея

Виктор Михайлович Васнецов. Единородный Сыне и Словесе Божий. Эскиз росписи Владимирского собора.

Виктор Михайлович Васнецов. Единородный Сыне и Словесе Божий. Эскиз росписи Владимирского собора.

Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова

Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова

Картины Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Положение во гроб

Виктор Михайлович Васнецов. Положение во гроб

Виктор Михайлович Васнецов. Плащаница. 1901. ГТГ

Виктор Михайлович Васнецов. Плащаница. 1901. ГТГ

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Кащей Безсмертный. 1917 - 1926. Музей Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов. Кащей Безсмертный. 1917 - 1926. Дом-музей Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов. Ковёр самолёт. 1919 - 1926.  Музей Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов. Ковёр самолёт. 1919 - 1926. Дом-музей Васнецова

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. В костюме скомороха. 1882. ГТГ

Виктор Михайлович Васнецов. В костюме скомороха. 1882. ГТГ

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Портрет брата, художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. ГТГ

Виктор Михайлович Васнецов. Портрет брата, художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. ГТГ

Виктор Васнецов. Иван-царевич и лебедь. Начало 20 века

Виктор Михайлович Васнецов. Иван-царевич и лебедь. Начало 20 века. Дом-музей Васнецова

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Всадники Апокалипсиса

Виктор Михайлович Васнецов. Всадники Апокалипсиса

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Отечество. Русский музей

Виктор Михайлович Васнецов. Отечество. Русский музей

Картины Васнецова. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Виктор Михайлович Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898

Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898

Картины Виктора Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов. Князь Владимир - язычник

Виктор Михайлович Васнецов. Князь Владимир - язычник

Виктор Михайлович Васнецов. Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 1899

Виктор Михайлович Васнецов. Встреча Олега с кудесником. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 1899

Виктор Михайлович Васнецов. Архангел Михаил.

Виктор Михайлович Васнецов. Архангел Михаил.

Виктор Михайлович Васнецов. Поединок Пересвета и Челубея

Виктор Михайлович Васнецов. Поединок Пересвета и Челубея. 1914

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный суд. 1885-1896. Эскиз росписи Владимирского собора.

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный суд. 1885-1896. Эскиз росписи Владимирского собора.

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный суд. 1904. Гусь Хрустальный. Георгиевский собор. Музей хрусталя

Виктор Михайлович Васнецов. Страшный суд. 1904. Гусь Хрустальный. Георгиевский собор. Музей хрусталя

Виктор Михайлович Васнецов. Ангел Божий. 1908

Виктор Михайлович Васнецов. Ангел Божий. 1908

Виктор Михайлович Васнецов. Лист меню обеда во время коронации Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 1883.

Виктор Михайлович Васнецов. Лист меню обеда во время коронации Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 1883.

Виктор Михайлович Васнецов. Спаситель в терновом венце. 1906. Эскиз утраченной иконы для собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы – полковой церкви лейб-гвардии Семёновского полка.

Виктор Михайлович Васнецов. Спаситель в терновом венце. 1906. Эскиз утраченной иконы для собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы – полковой церкви лейб-гвардии Семёновского полка.

   
Витязь на распутьи Реклама: на сайте http://оловянныесолдатики.рф/ - коллекционные окрашеные и неокрашенные оловянные солдатики, формы для самостоятельной отливки солдатиков, оловянные сувениры, игровые наборы оловянных солдатиков.

Николай Константинович Рерих о Викторе Михайловиче Васнецове:

Редко с кем из художников поступала русская публика с такою непоследовательностью, как с Виктором Васнецовым. Еще не так далеко время, когда в больших газетах можно было читать про картины Васнецова, что «не знаешь, писанье ли это малярного мастера или профессора живописи», и большая часть публики сочувственно относилась к голосам такого сорта, а художник даже за несколько сот рублей не мог продать большую свою картину; теперь же декорации совершенно изменились и В.Васнецов сделался непогрешимым гением, не соглашаться с которым представляется даже чем-то несовременным. Таково последнее заключение публики, пожелавшей загладить свою недавнюю близорукость: но и в этом отзыве, конечно, забыта правда. Забыто то, что художественная деятельность Васнецова настолько разнообразна, что, справедливо восторгаясь одними сторонами ее, непременно не согласишься с ее некоторыми подробностями, если только относиться к делу искренно.

Дело в том, что к восхищению работами Васнецова у многих, к сожалению, примешивается восхищение не только чисто художественными сторонами его произведений, а также и наслаждение литературное, несовместимое с истинным искусством живописным. Мы слишком часто всматриваемся в подробности богатырей и святителей в отношении чисто повествовательном и незаметно начинаем наслаждаться уже не красивою картиною, не цельным живописным образом, а поэтичными былинами, эту картину породившими.

Правда, публика в этом отношении не очень виновата; наученная гражданскими повествовательными мотивами передвижников, она отвыкла обращать внимание на сторону чисто художественную; но все же пора чувствовать, что разговор об истории и археологии допустим лишь при картинах Верещагина или Альма Тадемы, где сторона обстановки подавляет всю живописную сущность. У Васнецова же слишком много чисто художественных заслуг, чтобы, говоря о нем, заниматься подобными обстановочными подробностями.

У В.Васнецова совсем иная заслуга. Ценно в нем то, что во время замиравшего ложноклассицизма и расцвета гражданской живописи передвижников, Васнецов совершенно самостоятельно почувствовал потребность обернуться к чисто русской красоте. Инстинкт подсказал ему необходимость исканий «Руси», не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине, сохранившейся лишь в немногих забытых уголках и в нашей незатейливой природе, именно той Руси, которую так счастливо разрабатывают В.И.Суриков, М.В.Нестеров, Малютин, Головин, Поленов и др. Путь к народным формам красоты, стремление к первоисточникам поэзии, к тому же в самое неблагоприятное для такого порыва время – вот заслуга В.Васнецова; при ней незначащими кажутся подробности его творчества, которые уже не могут удовлетворить молодое русское поколение.

Зная Васнецова по его последним религиозным историческим вещам, трудно предположить, чтобы та же самая рука написала реалистических паяцев перед цирком, что в Русском музее Императора Александра III, или современные жанрики (в Третьяковской галерее), или иллюстрации на злобу дня вроде «Чтения телеграмм с войны», разбросанные в «Пчеле» и других иллюстрированных изданиях. Но когда мы просматриваем эти вещи первого периода творчества Васнецова (семидесятых годов) и узнаем, что пресса и часть ценителей его за эти начинания достаточно нахваливала, тогда еще дороже покажется нам поворот художника к «Битве со скифами», «Ковру-самолету», «Трем царевнам», «Побоищу», «Аленушке», «Ивану Царевичу» и др. картинам последующего сказочного периода, претерпевшим почти повсеместное гонение.

В этом же периоде, благодаря гр. Уварову, В.Васнецову удалось выступить еще в новом направлении, а именно: украсить одну залу Московского Исторического музея фресками сцен каменного века. В них, правда, Васнецову не удалось еще вполне овладеть духом и характером древней эпохи, но все же по настроению и по краскам эта стенопись является ценным вкладом в русскую живопись и лучшим произведением Музея.

Второй период деятельности Васнецова является несравненно ранее подготовленным, нежели третий период, период религиозной живописи. К сказкам и к истории Васнецов подготовился уже давно, еще среди своих первых реалистических работ, занимаясь литографическими рисунками к изданиям сказок (Жар-Птица, Козел Мемека и др.). Такие наброски, с одной стороны, помогли ему овладеть сказочными изображениями, но, с другой стороны, нанесли и значительный вред, внеся в творчество Васнецова почерк иллюстратора, от которого впоследствии ему приходилось с трудом избавляться. Всматриваясь в Аленушку, а также в Иоанна Грозного и в Снегурочку, можно с уверенностью сказать, что, взгляни на сказочную живопись Васнецов более непосредственным взглядом, и, наверное, волк под Иваном Царевичем не был бы из мехового магазина, в Побоище не легли бы тела в театральном порядке и не засветила бы луна бутафорским способом. Такие недочеты без иллюстрационной заказной заразы не могли бы явиться у человека, так просто понявшего концепцию поэтичной Аленушки, с родными приречными камешками и узорчатыми елочками, красоту которых никто до Васнецова не сумел постичь.

Меньше, чем в сказочных картинах, могло повредить Васнецову иллюстраторство в его работах религиозных, начатых росписью Владимирского собора в Киеве. По своему характеру, по семейным традициям и по воспитанию, сын священника, воспитанный в семинарии, вдумчивый Васнецов сумел внести много ценного в нашу религиозную живопись. Канонически верные, близкие старинным образцам церковные изображения Васнецова стоят притом на такой высокой ступени художественности, что по справедливости должны были завоевать расположение и восторг огромного большинства; тому же способствовало и общее настроение прошлого десятилетия, отвернувшегося от натуралистических изображений. Недовольными остались лишь небольшие кучки: одни, не удовлетворяясь глубиною проникновения художника духом русско-византийской живописи, находили его сочинения поверхностными и утрированными; другие – под влиянием живописи предыдущего времени, в соборах Христа Спасителя, Исакиевском и т. п., не видели в образах Васнецова молитвенного настроения. Но эти недовольные остались в совершенном меньшинстве, и все русское общество признало В.Васнецова главою нашей теперешней религиозной живописи. В самое короткое время художнику пришлось исполнить массу религиозных заказов для дармштадстской церкви, для храма Воскресения в Петербурге, для церкви во Владимире и др.

Наряду с живописью религиозною совершенствовался Васнецов и в создании драгоценнейших образцов орнаментики, почерпнутой из богатой мотивами старины русско-византийской. Среди живописных работ он не погнушался, тоже первый из русских художников, внимательно отнестись и к делу художественной промышленности, сознавая всю важность вмешательства художников в создание даже мелочей жизненного обихода; таким образом, и в этом отношении В.Васнецов шел впереди современных русских художников, до сих пор еще не вполне почувствовавших значение истинной художественной промышленности, в области которой так счастливо работают многие лучшие художники Европы.

Мотивы декораций, обстановки, орнаментов, виньеток, наконец, проекты внешней росписи Кремлевского дворца и Третьяковской галереи в Москве доказывают, как чутко, разносторонне относится Васнецов ко всяким нуждам жизни искусства. Его личное обособленное положение среди художников, его домашняя обстановка на старинный лад, с бревенчатыми стенами и расписными печами, свидетельствуют, как глубоко и неразрывно со всем его существом живет стремление к старой Руси.

Сказочная, богатырская Русь пройдет красной нитью по всей деятельности Васнецова, ее не могут заглушить ни живопись религиозная, ни проекты росписей дворца и орнаменты. Так, во время работ в Киевском соборе не переставала создаваться последняя картина Васнецова «Богатыри», бывшая одним из самых последних приобретений П.М.Третьякова для его галереи.

Публике особенно понравилась эта картина. В ней видели как бы синтез проникновения в богатырскую старину, тогда как в самом деле многие из менее замеченных произведений Васнецова более отвечали на такое требование. В «Богатырях» же медленность их создания поглотила вдохновенные образы и заменила их рассудочным рассказом и собиранием типичных богатырских атрибутов. Хотя вместе с этим нельзя пройти мимо крупных достоинств картины, мимо красоты дальнего пейзажа, мимо гармонии некоторых красочных сочетаний, мимо серого неба с величавыми кучевыми облаками, мимо хвойного бора и любимых художником елочек. Пожалуй, может показаться странным, что при гигантских образах богатырей можно говорить об убогой елочке, помнить о скромной Аленушке и об изображениях к Снегурочке... Но велика по своему значению для русской живописи проникновенность Васнецова в серую красоту русской природы, важно для нас создание Аленушки, и дорого мне было однажды слышать от самого Виктора Михайловича, что для него Аленушка – одна из самых задушевных вещей.

Именно такими задушевными вещами проторил В.Васнецов русский путь, которым теперь идут многие художники.

Около 1898 года

Вверх.

На главную страницу.