Варварская галерея / Карпаччо Витторе (1455/1465-1526)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Книга "Раннее Возрождение в Венеции" С. И. Козлова - купить на OZON.ru книгу Раннее Возрождение в Венеции с доставкой по почте | 978-5-7793-2139-6 Книга "Раннее Возрождение в Венеции" С. И. Козлова - купить на OZON.ru книгу Раннее Возрождение в Венеции с доставкой по почте | 978-5-7793-2139-6
Книга "Искусство Венеции" Ю. Колпинский - купить на OZON.ru книгу Искусство Венеции с доставкой по почте | Книга "Искусство Венеции" Ю. Колпинский - купить на OZON.ru книгу Искусство Венеции с доставкой по почте |

Витторе Карпаччо. Поединок святого Георгия и дракона. 1502-1508. Венеция, Scuola di San Giorgio degli Schiavoni

Витторе Карпаччо. Поединок святого Георгия и дракона. 1502-1508. Венеция, Scuola di San Giorgio degli Schiavoni

Витторе Карпаччо. Триумф святого Георгия. 1504-1507. Венеция, Scuola di San Giorgio degli Schiavoni 

Витторе Карпаччо. Триумф святого Георгия. 1504-1507. Венеция, Scuola di San Giorgio degli Schiavoni 

Витторе Карпаччо. Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа. 1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса

Витторе Карпаччо. Портрет молодого рыцаря на фоне пейзажа. 1510. Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса

Витторе Карпаччо. Мученичество десяти тысяч. 1516. Венеция, Галерея Академии

Витторе Карпаччо. Мученичество десяти тысяч. 1516. Венеция, Галерея Академии

Витторе Карпаччо. Поединок святого Георгия и дракона. 1516. Венеция, S. Giorgio Maggiore

Витторе Карпаччо. Поединок святого Георгия и дракона. 1516. Венеция, S. Giorgio Maggiore

 

Реклама:

Карпаччо, Витторе (Carpaccio, Vittore)

Ок. 1460—1465, Венеция — ок. 1526, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. По-видимому, учился у Джентиле Беллини. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Работал в Венеции по заказам церквей и т. н. младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев; получал заказы от церквей Далмации. С 1507 участвовал в работе над циклом исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1508 был членом комиссии, определившей сумму вознаграждения Джорджоне за росписи фасада Фондако деи Тедески.

Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в., имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Интерес Карпаччо к передаче световоздушной среды, интерьеру, бытовым реалиям свидетельствует о знакомстве с работами Антонелло да Мессины и нидерландских мастеров. Наконец, некоторые принципы композиционной организации больших многофигурных сцен говорят о знакомстве Карпаччо с росписями ведущих мастеров Средней Италии — Боттичелли, Гирландайо, Перуджино в Сикстинской капелле в Риме.

В обширном творческом наследии Карпаччо, включающем ряд монументальных алтарных композиций, картины на темы Священной истории, подготовительные рисунки, главное место занимают повествовательные живописные циклы, написанные по заказам младших скуол. Из пяти дошедших до наших дней венецианских повествовательных циклов XV в. Карпаччо принадлежат четыре: История св. Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Иеронима, Георгия и Трифона (ок. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара; Милан, галерея Брера; Венеция, галерея Франкетти; Венеция, Музей Коррер); История св. Стефана , состоявшая из 5 картин, написанных для цеха шерстяников в 1511—1520 (ныне — Милан, галерея Брера; Берлин, Гос. музеи; Париж, Лувр; Штутгарт, Гос. художественная галерея). Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии). Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Урсулы и История св. Иеронима, Георгия и Трифона. Карпаччо дал новую жизнь традиционному жанру венецианской повествовательной многофигурной композиции. Перенося действие религиозных легенд в современность, в яркую и праздничную атмосферу венецианской жизни, Карпаччо противопоставил торжественной церемонности, статичности исторических сцен Джентиле Беллини живость интонаций, непринужденность повествования. Простодушное восхищение пестрой, праздничной картиной изображаемого мира, разнообразием одежд, колоритностью, характерностью облика персонажей соединяется у Карпаччо с чувством ритма современной ему жизни, талант рассказчика — с поэтичностью, бытовая достоверность деталей — с умением видеть музыку линий, движение света и теней, мелькание цветовых пятен, подробность повествования — с лирической сосредоточенностью, созерцательной самоуглубленностью. В полотнах Карпаччо создает целостный, упорядоченный четкостью композиционного строя образ события. В то же время он вслед за нидерландскими мастерами открывает самостоятельную жизнь, эстетическую драгоценность деталей, будь то мраморный рельеф, бронзовый светильник или деревянные сваи причала, косой парус рыбачьей лодки, отражение в воде каменного мостика. Не менее замечательно то, что самостоятельную образную значимость приобретает у него заполненный светом интерьер (Сон св. Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии; Видение св. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Новые элементы вносит Карпаччо в трактовку излюбленной его венецианскими современниками темы пейзажа. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Урсулы ), Св. Собеседовании (ок. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. 1510, Берлин, Гос. музеи), Битве св. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. сравнительно небольшие фигуры первого плана предстают в органической связи с пейзажем, плавно уходящим к далекому горизонту, находятся в единой с ним пространственной и световоздушной среде. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). С именем Карпаччо во многом связано и формирование живописного стиля венецианского рисунка, характерного для его композиционных набросков с их тонким, свободным, прерывистым штрихом, создающим ощущение световоздушной среды.

Лит.: Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. М., 1982; Ludwig G., Molmenti P. Vittore Carpaccio, la vita l'opera. Milano, 1905; Pignatti T. Vittore Carpaccio. Milano, 1955; Lauts I. Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962; Pallucchini R. Carpaccio. Milano, 1963; Muraro M. A. Carpaccio. Firenze, 1966; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.

И. Смирнова

Источник: http://slovari.yandex.ru/dict/euroart/article/ei/ei2-0025.htm

Реклама:

Вверх.

На главную страницу.