Варварская галерея / Античные и византийские мозаики

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Лазарь (?). Богородица на престоле. Мозаика конхи храма Святой Софии Константинопольской. До 867 года. Фотография Игоря Коновалова. Июль 2020.

Лазарь. Богородица на престоле. Мозаика конхи храма Святой Софии Константинопольской. До 867 года. Фотография Игоря Коновалова. Июль 2020. (Источник)

"Образ, открывающий эпоху искуства после победы иконопочитания, - Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящий ангел в конхе Святой Софии Константинопольской - существовал уже к 867 году, поскольку в проповеди Фотия, по-видимому, это изображение Богоматери упомянуто как "воздвигнутое неподвижно". По преданию, мозаика исполнена знаменитым греческим художником Лазарем, пострадавшим от иконоборцев (умер в 854 году). Тип Богоматери на троне (Панахрантос - Пречистой) подчёркивал космическую роль Девы в спасении мира, вдобавок акцетировал мотив Богоматери как престола Божественной Премудрости, которой и был посвящён главный храм Константинополя.

Живое и полнокровное переживание античности, отличающее эту мозаику, со всей очевидностью демонстрирует, что для византийского искусства "классическое", являясь образом идеальной антропоморфной красоты, было и способом поисков высочайшего одухотворения. Изображения отличает утончённая красота и высочайшая маэстрия техники. Образы наделены подлинной монументальностью, возникающей не из-за больших размеров, а благодаря широкому и масштабному риту соотношения фигур, в первую очередь фигуры Богоматери, с пространством. Великолепная статуарность доминирует: фигуры широкие, значительные, с крупными, телесно обозначенными формами, восседают или стоят в предметно обозначенном пространстве. Они поняты как монументальная круглая скульптура, если угодно - как священная статуя святилиша, заставляя вспомнить грандиозные создания античности (громадные статуи сидяшего Зевса, стоящей афины Промахос, находящиеся в целле греческого храма), что, безусловно, подчёркивает героический триумфальный дух искусства Торжества православия. Богоматерь "незыблемо утверждена" в конхе Софии, как утверждена икона вообще и её почитание. Не случайно изображение сопровождает победная надпись: "Образы (иконы), которые обманшики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили". Пафос утверждения православного вИдения - иконофильства - это тот пласт, который отразился лишь в монументальном искусстве и был мало свойственен миниатюре.

Одновременно происходит возрождение классической отстранённости образа - его неуязвимой олимпийской самодостаточности и спокойствия. Торжественность и царственность Богоматери созданы здесь не только недосягаемым величием, но и идеальной отвлечённостью от мира земных измерений. Дева здесь, конечно, Царица Небесная, но, может быть, в последний раз - богиня. Не случайно для колористического решения избраны самые торжественные и возвышенные цвета - синий во всех его оттенках и золото (одежда Младенца).

Эллинистический подтекст определяет многие художественные аспекты образа. Соотношения фигур Богородицы и предстоящего ей ангела лишены симметрии: они прочитываются в естественном, иллюзорном контексте, а не подчинены символическим акцентам. Перспективно уходящий в глубину трон, конкретность его иллюзионистических форм, осязаемость подушек, продавленных под весом восседающих фигур, сложный перекрестный ритм поднятых правой руки и колена Богоматери и опященных левых, предполагающий эффектный разворот в пространстве, демонстрируют материальность присутствия фигур в золотом бесконечном фоне. Этот же пространственный смысл, прочитываемый в трактовке объёмов, в соотношении их с поверхностью, определяет и построение колорита, где широкому движению тонов цвета присущ поистине монуметальный размах.

Чистота и подлинность классического языка заметны и в том, что несмотря на конкретность пластики, ощутимость материи, фигуры не тяжеловесны. Великолепное чувство пропорции, широта весомых, но не падающих, а окутывающих, вздувающихся, отходящих от тела одежд снимают чувство тяжести. сам ритм движения тканей, несмотря на глубину проработки складок, - очень масштабный, летящий. Он подчинён округлым очертаниям и обязательно предполагает несколько уровней "отстояния" складок от фона, заранее уничтожая даже намёк на плоскость. При этом рисунок складок укрупнён и слегка стилизова, и в этой стилизации прочитываются отголоски стилистики миниатюр Хлудовской псалтири и мозаик святой Софии в Салониках. Пластика рисунка обязательно предполагает и в образах конца VIII века, и в константинопольской мозаике существование не только "фасада", но и задней части изображения, не прикреплённого плотно к фону, а воспринятого как круглая статуя, которую можно обойти со всех сторон. Округляя даже самую малую складку, формуя её скульптурно, рельефно, мастера, создавшие хлудовские миниатюры и софийские мозаики, движимы принципами единого стиля, несмотря на, казалось бы, бесконечную несхожесть манер воплошения последнего. в соответствии с этим и личнОе письмо подчинено гораздо более структурным началам, оно лишено импрессионистической подвижности, прихотливой и зыбкой вибрации кубиков смальты. свет и тень, несмотря на пространственность их понимания, ложатся более определённо, осязательно высекая объёмы ликов и складок тканей."

Галина Колпакова. "Искусство Византии. Ранний и Средний Периоды". СПб, 2010. Стр. 314-317.

Вверх.

На главную страницу.