Варварская галерея / Соколов Пётр Иванович (1753-1791)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Книга "Учебный рисунок" А. М. Соловьев, Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | Книга "Учебный рисунок" А. М. Соловьев, Г. Б. Смирнов, Е. С. Алексеева - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте |
Книга "Учебный рисунок в Академии художеств" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 5-85200-058-2 Книга "Учебный рисунок в Академии художеств" - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 5-85200-058-2

Пётр Иванович Соколов. Венера и Адонис. 1782. Музей Академии художеств

Пётр Иванович Соколов. Венера и Адонис. 1782. Музей Академии художеств

Пётр Иванович Соколов. Натурщик сидящий. Рисунок. 1785. Музей Академии художеств

Пётр Иванович Соколов. Натурщик сидящий. Рисунок. 1785. Музей Академии художеств

Крепостной княгини Е. Д. Голицыной, рано проявивший склонность к рисованию, не имел возможности заниматься искусством. Только после смерти своей владелицы Пётр Иванович Соколов был освобожден от крепостной зависимости и поступил в Академию художест.

Занимаясь по классу исторической живописи и испытывая влияние таких известных художников, как Д. Г. Левицкий и А. П. Лосенко, Соколов преуспел в композиции и в 1770 г. получил малую золотую медаль за картину, написанную на тему "О удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом".

В 1772 г. художник получил большую золотую медаль за программу "Кирилл, философ греческий, по изъяснении разных вер показывает князю Владимиру завесу с изображением Страшного Суда".

Удостоенный за успехи пенсионерской поездки в Италию, Соколов занимался в Риме "под смотрением г. Батони и Натуара рисованием с натуры", а также выполнял композиции, делал эскизы и копии с картин западноевропейских мастеров. Будучи историческим живописцем, он, согласуясь с требованиями классицизма, останавливался преимущественно на сюжетах из античной мифологии.

В 1774 г. Соколов начал работать над большим живописным полотном "Меркурий и Аргус". Более двух лет создавал он свою композицию, уведомляя Академию художеств о том, что "затрудняется в первый раз произвесть толь большой пропорции картину", которая требует множества этюдов и заставляет искать "щасливых положениев фигур".

Окончив эту работу, Соколов в 1776 г. принялся за следующее историческое полотно, "Дедал и Икар", которое и завершил в 1777 г. К 1782 г. относится еще одно значительное его произведение - "Венера и Адонис".

Зарекомендовав себя как профессиональный мастер, автор больших исторических полотен, "приличествующих" Академии, Соколов тем не менее не избежал некоторой схематичности и холодности своих композиций. Однако это не распространялось на рисунки художника, исполненные легко и свободно, а позднее гравированные И. X. Набгольцем и Е. И. Кокошкиным для издания "Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу общества установлениями" (СПб., 1789-1791).

В 1783 г. художник выполнил два рисунка, изображающие памятник Петру I Э. М. Фальконе, предназначая их также для воспроизведения в гравюре. С 1785 г. и до конца жизни Соколов заведовал "баталическим классом" Академии Художеств, а также "обучал воспитанников рисованию цветными карандашами и живописью акварелью".

Вверх.

На главную страницу.