Варварская галерея / Козловский Михаил Иванович (1753-1802)

Алфавитный индекс художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Козловский. Бдение Александра Македонского. 1780-ые годы. Русский музей

Михаил Иванович Козловский. Бдение Александра Македонского. 1780-ые годы. Русский музей

Козловский. Поликрат. 1790. Русский музей

Михаил Иванович Козловский. Поликрат. 1790. Русский музей

Козловский. Амур со стрелой. 1797 . ГТГ

Михаил Иванович Козловский. Амур со стрелой. 1797 . ГТГ

 

Козловский. Яков Долгорукий, разрывающий царский указ. 1797. ГТГ

Михаил Иванович Козловский. Яков Долгорукий, разрывающий царский указ. 1797. ГТГ

Козловский. Геркулес на коне. 1799. Русский музей

Михаил Иванович Козловский. Геркулес на коне. 1799. Русский музей

Козловский. Марс. Памятник А. В. Суворову. 1799-1801

Михаил Иванович Козловский. Марс. Памятник А. В. Суворову. 1799-1801

Козловский. Самсон, раздирающий пасть льва. 1800-1802

Михаил Иванович Козловский. Самсон, раздирающий пасть льва. 1800-1802

 

 

Козловский Михаил Иванович [26.10(6.11).1753, Петербург,-18(30).9.1802, там же], русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жиллеи, А. П. Лосенко, был пенсионером АХ - в Риме (в 1774-79) и Париже (в 1779-80), где работал также в 1788-90. С 1794 академик и профессор петербургской АХ. Козловский - один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, Козловский уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; "Бдение Александра Македонского", мрамор, 1780-е гг., Русский музей) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе "Поликрат" (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях ("Спящий Амур", мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории ("Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России ("Геркулес на коне", бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петергофе "Самсон, раздирающий пасть льва" (золочёная бронза, 1800-02; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение Козловского - памятник А. В. Суворову (бронза, 1799-1801, ныне на Марсовом Поле (Суворовской площади) в Петербурге) - фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. Козловский был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Среди учеников Козловского - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

Вверх.

На главную страницу.