Варварская галерея / Византийское императорское искусство

Алфавитный индекс всех художников: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я.

Приношение даров императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной. Мозаика в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской. 1118.

Приношение даров императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной. Мозаика в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской. 1118.

"Искусство первой трети XII столетия характеризуется отсутствием противопоставления классического и экспрессивного, умением удержаться на тонкой грани гармонии этих противоположных импульсов. Новые, особые оттенки в интерпретации образа, отмеченые во многих произведениях периода (около 1100 года), ярко и отчётливо формулируются в центральном памятнике комниновского искуства - мозаике с портретами Комнинов в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской (1118). В 1122 году, когда василевс объявил соправителем своего сына, на боковой пилястре, рядом с изображением святой Ирины, добавили портрет Алексея. Фигуры освобождены от тяжёлого объёма, пропорции вытянуты. Нельзя не вспомнить в связи с этим заключение дочери императорской четы, Анны Комниной, о несовершенстве Поликлетова канона пропорций: по её мнению, тело должно быть более вытянутым и стройным. Идеально выверенная текучая линия предельно лаконична. Линия обретает новую функцию: она не просто контур формы, но и способ фиксации рельева, последний - не выше поъёма линейного абриса над поверхностью фона. Во всём подчёркнут новый вкус. Фон выглядит особенно ровным, нейтральным и гладким, напоминая сияние золота в иконах. Кубики смальты - мелкие, они сливаются в сплошную, неуловимую для глаза зеркальную поверхность. Фигуры расположены очень свободно, легко и прозрачно - их очертания тают в сиянии золота. Формы характеризует особая дисциплинированность и точёность. Силуэты - обтекаемые, ровные, воспринимаются с единого взора. Объёмы акстрагированны и невесомы; фиксация структуры формы, контрасты светотени сведены к минимуму. Ззящество, утончённость доминируют. Ритм складок становится особенно мелким, безрельефным, нейтральным к перепадам объёма, движению света и тени. Он воспринимается как лёгкий рисунок, стремящийся слиться с поверхностью фона, ему присущ особый "шелестящий" звук. В лицах впервые используются так называемве комниновские типы: с овальным абрисом, длинным носом и маленьким ртом, с пониженной рельефностью, идеальной гладкостью "сияющей" плоти, бестелесной, но точной линией черт. Однако при этом острота психологических характеристик резко подчёркнута: перед нами, несмотря на идеальность, предписанную вотивными изображениями, - портреты реальных людей. Изменяется характер моделировки личнОго: в ней главная роль отведена изящной и тонкой линии. Линейным законам подчиняется ритм кубиков смальты, в соответствии с ними выложены пурпурные линии румян и света. Свет приобретает определённую самостоятельность: он скользит по поверхности формы, слагается в особые узоры, воспринимается и как фактор рисунка стуктуры. и как особая эмоциональная доминанта. Движение света выглядит особенно регулярным, правильным. В характеристиках цвета полностью уходят какие бы то ни было чувственные ассоциации, он выглядит сияющим, несмотря на сочность и плотность оттенков. Основные компоненты комниновского стиля уже здесь отработаны, но всё выглядит лостаточно гармоничным."

Галина Колпакова. "Искусство Византии. Ранний и Средний Периоды". СПб, 2010. Стр. 398-400.

Император Иоанн II Комнин

Вверх.

На главную страницу.